загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Ассортимент цветных кинопленок

Обращаемые кинопленки

04-45 (16,2X8,8, 2Х8С мм)—черно-белая обращаемая панхроматическая пленка средней чувствительности. Применяют для создания кинолюбительских фильмов на натуре и в помещениях при достаточном уровне освещенности.

ОЧТ-45 (16 мм)—телевизионный вариант кинопленки 04-45. Имеет меньший коэффициент контрастности, что отвечает требованиям создания телевизионного изображения.

ОЧТ-45М (16 мм) черно-белая обращаемая кинопленка с односторонней перфорацией и магнитной дорожкой для совмещения изображения и звука. Отличается от ОЧТ-45 несколько большим коэффициентом контрастности и меньшей фотографической шириной.

ОЧТ-180 (16 мм) — телевизионный вариант кинопленки 04-180. В соответствии с требованиями к телевизионным кинофильмам имеет несколько меньший коэффициент контрастности.

ОЧТ-В (16 мм) — обращаемая черно-белая панхроматическая кинопленка особо высокой чувствительности. Предназначена для съемки телевизионных фильмов и репортажей при неблагоприятных условиях освещения на натуре и в интерьерах.

ОЧТ-Н (16 мм) — черно-белая обращаемая мелкозернистая ортохроматическая (сенсибилизированная к зеленым и желтым лучам) кинопленка. Предназначена для получения фильмокопий непосредственно с обращенных позитивов-уникатов. Светочувствительность 0,8 ед. ГОСТ.

Фотографические свойства черно-белых обращаемых кинопленок приведены в табл. 19.

Цветные кинопленки

м, миллионная доля мм), зеленый — с длиной волны 546,1 нм и синий — с длиной волны 435, 8 нм. Эти основные цвета являются линейно независимыми — ни один из них не может быть получен смешением двух других.

Синтез цвета может быть основан на сложении основных излучений или вычитании из белого света, падающего на объект, его цветных составляющих. В первом случае синтез называют аддитивным (от латин. addi-tivus — прибавляемый), во втором случае субтрактивным (от англ. subtraction — вычитание).

Аддитивный синтез имеет место на экране телевизионной трубки, люминофор которой состоит из мельчайших цветных элементов (синих, зеленых, красных).

Впервые способ получения цветного изображения предложил английский физик Джеймс Кларк Максвелл (1831 —1879) в 1861 г. Он фотографировал объект через синий, зеленый и красный светофильтры, получив таким образом три цветоделенных черно-белых негатива. Изготовив с этих негативов диапозитивы, Максвелл с помощью трех фонарей спроецировал и точно совместил на экране изображения объекта съемки. Затем в каждый фонарь поместил светофильтр соответственно каждому цветоделенному диапозитиву: синий, зеленый и красный. В результате аддитивного синтеза основных цветных излучений на белом экране было получено цветное изображение. Так как цветоделенные позитивы имели различную плотность, то и световой поток каждого фонаря имел различную интенсивность, передавая различные оттенки цвета оригинала.

В приведенном примере имело место смешение излучений, а не красок. Смешение красок на бумаге — пример субтрактивного синтеза, ибо краски поглощают из белого цвета определенные монохроматические излучения. Так, желтая краска поглощает лучи синего цвета, голубая — красного, пурпурная — зеленого. Смешанные в определенных пропорциях пурпурная, голубая и желтая краски позволяют получать многообразие различных цветов, в том числе и черный.

Желтая и голубая краски дают в смеси зеленый цвет, пурпурная и голубая — синий, пурпурная и желтая — красный цвет, т. е. основные цвета аддитивного синтеза. Пурпурный , голубой и желтый называют основными цветами субтрактивного синтеза.

Все многообразие цветов можно представить с помощью цветового треугольника (рис. 61). На вершинах этого треугольника расположены основные цвета аддитивного синтеза: синий, зеленый, красный. Против сторон треугольника, на дугах окружности, в которую он вписан, обозначены цвета, полученные смешением двух основных цветов: желтый = зеленый + красный; голубой = зеленый + синий; пурпурный = синий + красный, т. е. основные цвета субтрактивного синтеза.

В центре треугольника расположен белый цвет. Это означает, что он может быть получен в результате смешения излучений синего, зеленого и красного цветов (взятых в определенных соотношениях), а также смешением синего и желтого, зеленого и пурпурного, красного и голубого излучений.

Рис. 61. Основные и дополнительные цвета: Б -б елый цвет; С — синий; 3 — зеленый; К — красный — основные цвета аддитивного синтеза; Г -голубой; Ж — желтый; П — пурпурный — основные цвета субтрактивного синтеза; Д1, Д2. Дл — дополнительные цвета

Цвета, которые при смешении в определенных пропорциях дают белый цвет, называются дополнительными цветами. Так, дополнительным к синему цвету является желтый и, соответственно, к красному — голубой и зеленому — пурпурный. Дополнительными являются также: к зеленовато-желтому — фиолетовый, к сине-голубому — оранжевый (желто-красный).

Строение цветных пленок. В цветной кинематографии при получении цветного изображения применяют суб-трактивный синтез. Принцип получения цветного изображения заключается в том, что на пленке с тремя светочувствительными слоями получают три цветоделенных окрашенных негатива (на обращаемой пленке — позитива). Эти негативные окрашенные изображения служат фильтрами, сквозь которые проходит световой поток при печати позитива. На позитивной пленке также образуются три одноцветных изображения-светофильтра. При рассматривании на просвет или проецировании на экран позитива образуется многоцветное изображение снятого

объекта.

Цветная пленка имеет три светочувствительных эмульсионных слоя: верхний, чувствительный к синим лучам, средний — к синим и зеленым, нижний — к синим и красным. Чтобы каждый слой был чувствительным только к одному излучению, между верхним и вторым слоем помещают желтый фильтровый слой, не пропускающий к нижним слоям синие лучи. В итоге верхний слой остается чувствительным к синим лучам, средний — к зеленым и нижний — к красным, то есть каждый к одному основному цвету. Обратная сторона основы пленки выкрашена в зеленый цвет, поглощающий красные лучи, препятствуя таким образом возникновению ореолов отражения. Чтобы в каждом слое получить однокрасочное фильтровое изображение, в них вводят компоненты соответствующих красителей (не красители, а компоненты, составные части красителей).

Схематически построение цветного изображения может быть представлено следующим образом.

От окрашенных поверхностей объекта съемки в силу поглощающей способности красителей отражаются излучения различного спектрального состава. В их число входят синие, зеленые и красные лучи, именно те, которые вызывают в нашем глазу зрительные ощущения цвета. Эти излучения регистрируются сине-, зелен о- и красно-чувствительными слоями в виде скрытых цветоделенных изображений.

В результате цветного проявления наряду с восстановлением металлического серебра происходит образование красителей: в верхнем слое — желтого, в среднем — пурпурного и в нижнем — голубого. Скрытые изображения превращаются в три цветоделенных негатива, расположенных один над другим (напомним, что в обращаемой пленке получаются позитивы).

Плотности желтого негатива распределяются в соответствии с интенсивностью синих лучей, отраженных от соответствующих участков объекта съемки. Точно так же в пурпурном и голубом негативных изображениях зафиксированы относительные интенсивности зеленых и красных лучей, попавших в объектив кинокамеры.

Каждое одноцветное негативное изображение свет о- фильтр ослабляет, поглощая проходящие через него световые лучи определенной зоны спектра. Желтое изображение в соответствии с распределенной по нему плотностью будет в большей или меньшей степени поглощать синие лучи, пурпурное цветоделенное изображение — зеленые, а голубое — красные.

Три негатива, наложенные один на другой, образуют многоцветное негативное изображение. Печать позитива производят также на трехслойную пленку, на которой образуются желтое, пурпурное и голубое изображения. Частичные позитивные изображения действуют так же, как фильтры, дозирующие прохождение соответственно синих, зеленых и красных лучей. В результате этого при проекции или рассматривании на просвет образуется единое многоцветное позитивное изображение.

Точно так же синтезируется цветное изображение и на обращаемой цветной пленке, с той лишь разницей, что при этом отсутствует процесс печати изображения с негативной на позитивную пленку.

Рис. 62. Семейство послойных характеристических кривых цветной кинопленки: Сч — кривая, отвечающая си-нечувствительному; Зч— зе леночувствительному; Кч — красночувствительному слоям

Рис. 63. Характеристические кривые цветной пленки: а — сбалансированная пленка; б — пленка, разбалаисированная по светочувствительности

Особенности фотографических свой ств цв етных пленок. При оценке свойств цветной кинопленки на одном бланке строят характеристические кривые для каждого слоя: синечувствительного, зеленочувствительного и кра-сночувствительного (рис. 62). Чем меньше отличаются характеристические кривые одна от другой, тем при прочих равных условиях выше качество пленки. Если кривые имеют одинаковый наклон, но не совпадают (рис. 63), пленка разбалансирована по чувствительности. В известной степени это может быть исправлено при печати применением компенсационных светофильтров. Если пленка разбалансирована по контрасту — кривые пересекаются (см. рис. 62), исправить изображение не удается.

Общей светочувствительностью считается наименьшая, а для обращаемой пленки — наибольшая светочувствительность из трех частичных, полученных для каждого слоя.

В идеальном случае, когда значения светочувствительности сравниваемых слоев одинаковы, Бч= 1.

Для каждого светочувствительного слоя определяется частичный коэффициент контрастности. Общим коэффициентом контрастности считается наибольший из двух: для зелено- и красночувствительного слоев.

Цветная пленка характеризуется балансом контрастности Бк, который определяется как разность значений наибольшего и наименьшего коэффициентов контрастности (частичных):

Чем меньше отличаются значения частичных коэффициентов контрастности один от другого, тем меньше их разность и, следовательно, выше качество пленки. В идеальном случае баланс контрастности должен быть равен нулю.

Реклама