загрузка...
Любительский кинофильм | Кинопленки и их лабораторная обработка
Магнитофоны
Магнитофоны делятся на катушечные и кассетные. Катушечные магнитофоны отличаются высоким качеством звучания и большей его продолжительностью.
Для озвучения фильмов применяют также магнитофонные приставки, аппараты, в которых отсутствуют усилитель мощности и акустическая система. Прослушивание записи производят через головные телефоны или при помощи отдельного усилителя, например приемника, радиолы, телевизора, киноустановки.
Высокими качественными показателями и широкими функциональными возможностями отличается магнитная приставка высшего класса Маяк-001-стерео. Она позволяет производить синхронную запись на две дорожки и воспроизведение двух программ, перезапись с дорожки на дорожку с микшированием сигналов, запись с эффектом эхо и т. п.
Магнитофоны подразделяются также на стационарные, отличающиеся высоким качеством и большой массой; переносные, составляющие основную группу бытовых магнитофонов; и носимые, главным образом кассетные магнитофоны массой до 3 кг.
Кинолюбители в основном используют переносные магнитофоны.
Технические характеристики магнитофонов
К техническим характеристикам магнитофонов относятся: скорость движения магнитной ленты, коэффициент детонации, рабочий диапазон частот, уровень шумов и др.
Для бытовых магнитофонов стандартными являются скорости: 19,05; 9,53; 4,76 и 2,38 см/с. Отклонение в скорости допускается в пределах ±2 % от номинала для магнитофона любого класса.
Во время движения ленты скорость ее несколько колеблется, что сказывается на высоте воспроизводимых звуков. Искажения, вызванные такими колебаниями скорости, называются детонацией. Количественно детонация оценивается отношением максимального отклонения скорости движения магнитной ленты к ее среднему значению и выражается в процентах.
Нормы детонации определяются классом магнитофона и составляют 0,1 % — для аппаратов I класса и соответственно 0,6 % — для аппаратов IV класса.
Особенно заметна детонация при воспроизведении низких частот. Проверить магнитофон на детонацию можно при прослушивании записи небыстрой игры на рояле. Если плавание звука не заметно и рояль не звучит подобно гавайской гитаре, значит, величина детонации в пределах нормы и магнитофон не будет искажать и любую другую музыку.
Чем выше скорость движения магнитной ленты, тем лучше звучание. Симфоническую музыку рекомендуется записывать на скорости 19,05; легкую — на 9,53; речь — на 4,76 см/с . Скорость 2,38 см/с является дополнительной и используется только для записи речи. Такая скорость движения ленты предусмотрена в некоторых кассетных магнитофонах: Легенда-404, Спутник-403 и др.
Рабочий диапазон частот характеризует качество усилителей записи и воспроизведения и измеряется на линейном выходе. Этот диапазон всегда шире того, что воспроизводится громкоговорителями, т. е. оцениваемого по звуковому давлению. Магнитофоны с одинаковым рабочим диапазоном частот могут иметь различные частотные характеристики, так как они определяются качеством громкоговорителей. Так, например, Маяк-205 имеет одинаковый с Юпитером-203 рабочий диапазон частот: 40—18 000 Гц; частотные же характеристики по звуковому давлению у них разные: у Юпитера-203 — 63—16 000 Гц, а у Маяка-205 — всего 125—7100 Гц.
Качество работы магнитофона характеризуется также коэффициентом нелинейных искажений, проявляющихся в виде дребезжаний и хрипов. Искажения вызываются гармониками — колебаниями удвоенной, утроенной и т. д. частоты, возникающими в результате усиления основного колебания.
Обычно учитывается влияние 2-й и 3-й гармоник. Коэффициент нелинейных искажений оценивают в процентах и определяют по формуле
—с оответственно амплитуды тока 1-й, 2-й и 3-й гармоник.
В зависимости от класса магнитофона коэффициент нелинейных искажений составляет 2,5—5 % — на линейном выходе или 5—7 % — по звуковому давлению.
Уровень шумов или помех учитывает помехи, вносимые усилителем, наводки на магнитные головки, помехи между дорожками и главным образом шумы ленты. Уровень помех определяют отношением напряжения помех на выходе усилителя магнитофона к напряжению полезного сигнала при максимально допустимом усилении. Измеряют относительный уровень помех в децибелах. Если уровень помех составляет, например, минус 40 дБ, то это значит, что напряжение помехи в 100 раз меньше напряжения полезного сигнала. Относительный уровень помех магнитофона I класса — 45 дБ, IV класса — 37 дБ.
Для контроля уровня помех без приборов на магнитофон устанавливают в режиме воспроизведения ленту без записи и прослушивают ее при средних положениях ручек регулятора громкости и тембра (шумы не должны восприниматься на расстоянии 1 м от магнитофона).
Основные технические данные некоторых отечественных магнитофонов приведены в табл. 15.
Синхронизация изображения и звука
Синхронизация изображения и звука достигается в любительской практике с помощью электромеханических, электрических и электронных синхронизаторов, выпускаемых промышленностью. Используется также и механическая связь кинопроектора с магнитофоном посредством гибкого вала. Синхронизация при этом способе почти не нарушается во время остановок аппаратуры и при обратной перемотке кинопленки и магнитной ленты, однако жесткая связь нарушает равномерность движения магнитной ленты, что приводит к плаванию звука. От этого недостатка свободны электромеханические и электрические синхронизаторы.
Наиболее совершенны электронные синхронизаторы. Они позволяют добиваться почти такой же, как в профессиональном кинематографе, артикуляционной точности синхронизации.
Так, промышленный синхронизатор Синхро-8 позволяет не только озвучивать кинофильм, но производить синхронную киносъемку или съемку под фонограмму. В этом случае кинокамера должна иметь контакты для подключения синхронизатора.
Генератор синхронизатора вырабатывает синхронизирующие импульсы, которые записываются на II дорожку магнитофона (III и IV при четырехдорожечной системе). При показе кинофильма записанные на пленку импульсы считываются магнитной головкой и преобразуются в сигналы, управляющие работой электродвигателя кинопроектора.
При синхронной съемке или съемке под фонограмму управляющие сигналы подаются на электродвигатель кинокамеры.
Вопросам синхронизации изображения и звука посвящена обширная литература. Некоторые издания включены в список литературы настоящего пособия.
|