загрузка...
Любительский кинофильм | Звук в кинофильме
Мультипликация
Мультипликационные съемки позволяют получать движущееся изображение на самом деле неподвижных объектов, какими являются надписи, рисунки, куклы, модели. Достигается этот эффект за счет покадровой съемки отдельных последовательных фаз движения. Примером мультипликации служит рассмотренный способ получения самопишущихся надписей.
Создание рисованных фильмов — задача очень сложная даже для коллектива кинолюбителей из-за своей чрезвычайной трудоемкости. Однако создание самопишущихся надписей, саморисующихся схем и графиков, а также аппликационных и кукольных мультфильмов вполне доступно кинолюбителям.
Рисунки и схемы выполняют на просвётном устройстве _ ящике с наклонной поверхностью, в которую заподлицо вделано матовое стекло. Внутри просветного стола монтируют 2—4 патрона для маломощных электрических лампочек.
Саморисующиеся графики, схемы, рисунки снимают так же, как и надписи, обратной схемой. Линии рисуют гуашью на целлулоиде, который накладывают на соответствующий фон, снимают покадрово, очищая за каждую экспозицию участок линии. От величины удаляемого штриха зависят скорость и плавность, с которой будет рисоваться схема.
Есть еще более простой способ получения саморисующейся линии: предварительно наметить ее еле заметным карандашным пунктиром или точками, а при покадровой съемке поэлементно прочерчивать тушью, фломастером или другим способом. Решившись применить этот метод, надо быть уверенным, что объектив не прочтет карандашную линию, для чего, видимо, следует сделать пару пробных кадров.
Карту, схему или чертеж можно оживить подвижной стрелкой. Стрелку вырезают из плотной бумаги или картона и перемещают по незаметным карандашным отметкам. Стрелку можно нарисовать на листе целлулоида или стекле, которые и перемещать соответствующим образом. Размеры стекла должны быть такими, чтобы при любых его перемещениях снимаемое поле было перекрыто им, иначе будет заметна разница между участками схемы или карты, закрытыми и не закрытыми стеклом.
Аппликации. Процесс создания мультфильма может быть существенно упрощен, если вместо рисунков применить плоские фигурки на шарнирах. Фигурки вырезают из плотной бумаги или тонкого картона. Места сочленения рук, ног, головы соединяют между собой шплинтами, сделанными из очень тонкой проволоки. Маскируют сочленения лейкопластырем, окрашенным в цвет фигурки (рис. 47).
Одна фигурка может иметь две-три легкосменных головы, изображающие различные состояния персонажа: радость, удивление, гнев и т. п. Если нужно изобразить движение, перемещают фон, а ходьба происходит на месте.
Фигурка может быть совмещена с натурным фоном. Для этого используют рирпроекцию, установив под матовым стеклом мультстанка зеркало, на которое проецируется фон (рис. 48).
Б. Ф. Плужников рекомендует весьма эффективный метод достижения естественности идущих или бегущих фигурок. Для этого шарнирную фигурку или рисунки совмещают с изображением движущегося человека или животного, снятым заранее и спроецированным на матовое стекло. Совместив фигурку с изображением на стекле, проектор выключают и снимают один кадр, после этого проецируют следующую фазу движения, совмещают с ней положение фигурки и снова снимают кадр.
Рис. 47. Фигурка на шарнирах: 1 — шплинт из тонкой проволоки; 2 — шарнирное сочленение на шплинте Рис. 48. Мультстанок с зеркалом позволяет совмещать рисунок или аппликацию с рнрпроекцией натурных фонов Рис. 49. Объемная фигурка из бусинок, нанизанных на мягкую проволоку, сохраняет придаваемую ей форму
Объемную мультипликацию, как и сцены с актерами, снимают в трехмерном пространстве, для которого сохраняют все правила киноосвещения в интерьере.
Основная трудность при съемке кукольного мультфильма — придание устойчивости кукле при ходьбе, особенно если фигурка изображает человека. В одну из фаз такая кукла должна стоять на одной ноге. Ее ноги фиксируют с помощью булавок или гвоздей, вдавливаемых в пол макета, который для этого должен быть достаточно мягким. Используют также всякого рода незаметные упоры, стержни, оттяжки.
Каркасы кукол, а иногда и сами куклы делают из бус или кусочков дерева, нанизанных на проволоку. Каркасы обтягивают поролоном или пористой резиной
(рис. 49).
В кукольных фильмах часто принимают участие модели автомобилей, локомотивов и т. п. Отрезки их перемещения определяют исходя из того, с какой скоростью они должны преодолеть пространство макета. Время определяют по секундомеру. Если, к примеру, модель автомобиля 24 см преодолевает за 2 с, то за каждый кадр он, следовательно, должен перемещаться на
Начинать двигаться модель автомобиля должна ускоренно, а заканчивать движение замедленно, только в этом случае можно добиться необходимой естественности. Достигается это тем, что отрезки, на которые перемещается модель при разгоне, постепенно увеличиваются, а при торможении укорачиваются.
При съемке объемной мультипликации применяют наезды, отъезды, проезды, а также панорамирование.
При покадровой съемке перемещение кинокамеры тоже носит прерывистый характер, следовательно, оно и в начале и в конце должно быть более медленным, чем в середине.
В последнее время большим успехом пользуется пластилиновая мультипликация. Фигурки, изготовленные из пластилина, постепенно сминаются. Обратная покадровая съемка, естественно, дает эффект появления скульптуры из бесформенного комка пластилина.
Прежде чем приступать к мультипликационным съемкам, необходимо определить величину поля изображения кинокамеры при выбранной дистанции съемок. Один из способов, рекомендуемых Д. Каунтером, заключается в том, что аппарат закрепляют на мультстанке, снимают крышку, открывают затвор и устанавливают максимальное открытие диафрагмы. После этого отводят прижимную планку и закрепляют ее ниткой или лейкопластырем. В кадровое окно направляют свет точечного источника: миниатюрного электрического фонарика или лампочки с подпаянными проводами. На листе бумаги, положенном на основании мультстанка, появляется еле различимый световой прямоугольник. Далее надо двигать осветительный прибор около кадрового окна: ... отмечая карандашом крайние положения изображения нити лампы на листе бумаги, вы получите очертания снимаемого пространства.
Заметим, что границы поля обнаруживаются по срезу светового пятна от источника света, проецируемого на бумагу.
При необходимости можно возле кадрового окна установить небольшое зеркало под углом 45 °.
Определить величину поля изображения лучше всего с помощником, который и будет делать необходимые отметки на бумаге.
|