загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Мультипликация

Съемка надписей

Любой фильм имеет надписи: название и фамилии создателей картины, т.е. то,ч то принято называть шапкой кинофильма. Надписи иногда отделяют не только сюжеты, но и отдельные эпизоды, носят пояснительный характер. Во всех случаях они должны быть предельно четкими, лаконичными, легко читаемыми. Кроме того, манера их исполнения должна отвечать характеру фильма. Если фильм, например, посвящен искусству древнего Новгорода, то надписи могут быть выполнены славянской вязью. Однако такой шрифт будет совершенно неуместным в фильме о юных авиамоделистах.

Фон для надписей может быть нейтральным: наждачная бумага, рогожка, а также рисунок или фотография. Часто фон непосредственно увязывают с темой фильма. Скажем, заглавие картины, посвященной сварке, может быть выполнено на фоне фотографии сварочного процесса. Фоном может служить и подвижное изображение (того же, например, процесса сварки). В этом случае надпись снимают на черном фоне во вторую экспозицию.

Название фильма, выполненное от руки размашистыми рваными буквами, скорее всего будет отвечать характеру фильма о сварке.

Надписи выкладывают из букв или пишут на стекле, которое накладывают на фон. Зрители должны успеть прочитать надпись без спешки. Считается, что в среднем за 2 с можно прочитать три слова. Значит, при частоте проекции 16 кадр/с это составит 10—11 кадров (или при частоте 24 кадр/с 16 кадров) на одно слово.

Движущиеся надписи. Съемку производят на горизонтальном станке, имеющем рамку для переворота кадра. Позади рамки устанавливают черный фон. Надпись выполняют на выбранном фоне (при съемке в две экспозиции; фон, разумеется, черный). На обратной стороне рамки подготовляют следующую надпись, причем если рамка будет поворачиваться вокруг горизонтальной оси, надпись должна быть перевернутой вверх ногами. Рамку следует делать как можно более тонкой, чтобы торец ее не был заметен. Из этих же соображений торец окрашивают в чёрный цвет матовой краской. После статики, необходимой для прочтения надписи, рамку поворачивают на 180 °. Поворот должен происходить медленно в начале и в конце, и более быстро в середине. При известном навыке поворот осуществляют непрерывно, затрачивая на него около 1 с .

Лучшие результаты дает покадровая съемка. Для этого к рамке прикрепляют неравномерную шкалу, разделенную на 12—15 делений, соответственно числу кадров, затрачиваемых на поворот.

Вместо рамки применяют цилиндр с горизонтальной или вертикальной осью вращения, перед которым устанавливают черное каше (рис. 45). Чем меньше диаметр цилиндра, тем большая глубина резкости требуется при съемке. Надпись может быть выполнена и не на поверхности цилиндра, а на ленте, которая огибает его, наматываясь на специальные оси. Главная трудность — добиться плавного, без дрожания вращения цилиндра. Если это не удается, съемку ведут покадрово.

Движущиеся надписи получают также, нарисовав их на стекле, которое перемещают перед объективом снизу вверх.

Самопишущиеся надписи. Можно получить надпись, которая возникает побуквенно или выписывается сама собой. Это достигается обратной съемкой. Надпись рисуют на стекле или целлулоиде или выкладывают из готовых букв. Затем счищают (или убирают) последнюю букву и снимают следующий кадр. Так повторяется, пока не будет снята последняя (а по месту надписи — первая) буква. Преимущество обратной съемки очевидно: легче стереть букву, чем ее нарисовать или хотя бы ровно положить букву в строку, если буквы накладные. Счищать надпись следует плоской заостренной палочкой, деревянной или пластмассовой (например, ручкой от зубной щетки).

Если кинокамера не имеет обратного хода, съемку можно производить, перевернув аппарат на 180 °. Еще проще — повернуть вместо камеры надпись. Снятый таким образом кусок пленки при монтаже переворачивают и подклеивают к остальным кадрам так, чтобы надпись заняла правильное положение.

Рис. 45. Движущиеся надписи. Перед цилиндром устанавливают маску из черного картона

При использовании 8-мм кинокамеры сталкиваются с трудностями, уже отмеченными в п. 7.3. Для устранения зеркальности изображения съемку производят с помощью зеркала (рис. 46), причем надпись надо перевернуть по отношению к зеркалу.

Возможна и прямая покадровая съемка. В этом случае надпись выполняют на черном фоне и закрывают черной маской, которую постепенно сдвигают.

Часто темп выбегания букв составляет 1 буква на 1 кадр. Однако темп может быть иным, например 1 буква на 2 кадра. В этом случае надпись приобретает некую значительность. Она может быть уместной, когда на ней надо акцентировать внимание зрителей, но совершенно не обязательна в информационных надписях.

Ниже приведен примерный съемочный лист надписи: Киностудия клуба Вулкан (частота съемки 16 кадр/с).

С помощью накладных букв можно изготовить самособирающиеся надписи. И в этом случае применяют об ратную съемку с помощью зеркала, однако ее можно вести непрерывно (не покадрово).

Из букв выкладывают нужную надпись и производят съемку с необходимой для прочтения продолжительностью. Затем, не прерывая съемку, встряхивают площадку с буквами так, чтобы они смешались или даже вылетели из кадра. На экране буквы упадут на фон и сами соберутся в надпись.

Рис. 46. Покадровая съемка самопишущейся надписи 8-мм камерой с использованием зеркала: а — надпись на стекле; б — зеркало; в — изображение надписи, счищаемой с конца и снимаемой покадрово; г — перевернутый на 180° участок пленки с несовпадающими перфорациями; д — повернутый вокруг продольной оси участок пленки дает нормальное изображение и совпадение перфораций

Если почему-либо непрерывная съемка не даст хорошего эффекта, можно для перемешивания букв использовать стоп-прием или снять надпись также покадрово.

Реклама