загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Съемка надписей

Мокрая блуждающая маска

Этот метод основан на свойстве экспонированной пленки терять чувствительность после проявления. Это явление было открыто Полем Сабатье в 1905 г. Если снять актера на черном фоне, затем проявить и высушить в темноте пленку, ее можно снова зарядить в аппарат и снять новую сцену, поместив, таким образом, в нее изображение ранее снятого актера. Так как участок пленки с изображением актера потерял чувствительность, на него не наложится новое изображение. Человек будет перекрывать детали фона, как при обычной съемке в одну экспозицию. Причем вместо декораций можно использовать рисунки, фотографии, макеты.

В качестве примера применения мокрой блуждающей маски обычно упоминают кинофильм Человек-невидимка, снятый по роману Герберта Уэллса.

Актер с забинтованной головой, в светлом халате, белых перчатках снимает темные очки, перчатки, разбинтовывает голову, сбрасывает халат, но так ни разу и не становится видимым. Вместе с одеждой исчез и человек. Трюк основан на том, что актер был одет в черное трико с капюшоном и снимался на черном фоне. Поэтому на пленке запечатлелась только его одежда. Когда же она была снята, на месте изображения актера-невидимки появился фон, создав, таким образом, эффект прозрачности невидимого героя.

Особенность метода мокрой блуждающей маски заключается в том, что после проявления пленки (еще раз напомним, что она не отбеливается и не фиксируется) маска, т. е. нечувствительный слой пленки, не точно повторяет контур изображения, а выходит за его края, следовательно, площадь его несколько больше. Поэтому вокруг изображения актера появляется темный ореол, кайма. Этот дефект будет не так заметен, если фон, снимаемый во вторую экспозицию, будет достаточно темным. Актера следует одевать в светлый костюм и освещать рассеянным светом.

Еще одна особенность, которую нельзя не учитывать, заключается в том, что после первого проявления теряют чувствительность не только те участки, где имеется изображение, но (конечно, в меньшей степени) — и вся площадь кадра. Заранее нельзя угадать, насколько именно будет потеряна чувствительность, поэтому, используя метод мокрой блуждающей маски, обязательно делают экспозиционную пробу.

Ри р- и фронтпроекции

Рирпроекция. Существо метода — в использовании просветного экрана, на который с помощью кино- или диапроектора проецируют фон, на котором снимают сцену (рис. 43).

Таким образом, рирпроекция позволяет обойтись без громоздких декораций, дорогостоящих экспедиций и сложных съемок, например внутри движущегося автомобиля. Как и при обычной съемке, актеры перекрывают элементы фона, т. е. держат себя свободно, не стеснены в движениях. Съемка по этому методу допускает панорамирование, наезды и отъезды как кинокамерой, так и трансфокатором. Все это относится и к любительским съемкам, когда на рирэкран проецируют неподвижный фон с помощью диапроектора.

Рис. 43. Съемка по методу рирпроекции. При статичной рирпроекции целесообразно использовать диапроектор. Больший формат диапозитива обеспечивает лучшее качество изображения, кроме того, исключается опасность перегрева пленки в проекторе

Съемка подвижного фона требует синхронной и синфазной работы проектора и кинокамеры. Напомним, что синхронность означает, одинаковую частоту работы киноаппарата и проектора, а синфазность — одинаковое положение их обтюраторов в любой момент времени. Нарушение последнего условия может привести к тому, что, например, при открытом обтюраторе кинокамеры обтюратор проекта будет закрыт, и изображение фона, следовательно, отсутствовать. Нетрудно сообразить, что, когда в следующий момент времени откроется обтюратор проектора, результат не изменится, ибо будет закрыт обтюратор кинокамеры. Наилучшие результаты при использовании рирпроекции получаются при покадровой съемке синхронизированными проекционным и съемочным аппаратами, применяемыми на профессиональных студиях.

Скорой проекцией можно снимать людей, изображающих зрителей в маленьком кинозале или телезрителей. Некоторое мелькание изображения, вызванное несинхронностью работы проектора и кинокамеры, воспринимается зрителями как естественное в подобных случаях.

Телевизор обозначают ящиком или рамкой с рирэкра-ном вместо кинескопа. В качестве экрана используют карандашную кальку, матовые стекла или пленку.

Покадровая рирпроекция позволяет снимать комбинированные кадры, создаваемые в профессиональном кинематографе на трюкмашине.

С помощью проекторов Луч, Русь, имеющих кроме покадровой проекции обратный ход пленки, можно получить ускоренную, замедленную, обратную съемку, остановку изображения (стоп-кадр), изменять крупность изображения, а также использовать при съемке рисунки на стекле, небольшие макеты и т. п.

Для замедления движения каждый кадрик проекции снимают несколько раз 1 ; наоборот, ускорение движения достигается съемкой через один, два или три кадрика, в зависимости от степени ускорения. Стоп-кадр получается съемкой одного кадрика. Если продолжить съемку последующих кадриков данного плана, получится стоп-кадр оживлением.

Обратная съемка достигается проекцией изображения с конца. Зеркальный же эффект, вызванный проекцией на просвет, устраняется с помощью зеркала.

При съемках с использованием рипроекции рекомендуют применять на проекторе и кинокамере длиннофокусные объективы, так как они обеспечивают более равномерное освещение экрана.

Фронтпроекция. При фронтпроекции используют не просветный, а отражающий экран и проектор с кинокамерой находятся по одну сторону экрана (рис. 44).

Покадровая фронтпроекция позволяет внести надпись (темную или светлую — в зависимости от тональности фона) в отснятые кадры. Надпись накалывают или рисуют прямо на экране — отфиксированной плотной фотобумаге. Также прямо на экране рисуют силуэты объектов, которыми хотят дополнить проецируемое изображение. Ими могут быть дома, деревья, корабли и т. п.

Фронтпроекция позволяет устранить такие дефекты, как царапины на пленке, которые проходят обычно на одном и том же расстоянии от края пленки и могут иметь значительную протяженность. В этих случаях достаточно отретушировать один кадрик и проводить покадровую съемку до исчезновения царапин или появления новых дефектов, когда придется заменить экран и произвести снова ретушь.

Рис. 44. Съемка по методу фронтпроекции: А — экран; В—лист бумаги с рисунком самолета, перемещаемый вдоль экрана; В—киноаппарат; Г — кинопроектор

При съемках самолета, летящего в облаках, на экран кроме силуэта самолета проецируют движущиеся облака. Во время съемки экран с изображением самолета несколько сдвигают как по вертикали, так и по горизонтали, создавая таким образом впечатление, будто съемка производилась с летящего рядом самолета, положение которого относительно снимаемого, естественно, непрерывно меняется.

Несколько проекторов позволяют получить на одном экране готовое комбинированное изображение. Заслонки на проекторах позволяют избежать наложения одних изображений на другие.

Параллакс, неизбежный при съемке методом фронт-проекции, может быть устранен, если он очень заметен, с помощыо зеркала (если зеркальный эффект не будет сказываться на изображении).

В последнее время с появлением остронаправленных экранов с большой отражающей способностью расширилось применение фронтпроекции. На профессиональных студиях этим методом начали снимать актеров, действующих перед экраном, так же как и при рирпроек-ции . Казалось, на актерах будет проецироваться изображение, которое будет заметно при съемке. Изображение, конечно, проецируется, но оно совершенно незаметно, так как высокая отражающая способность экрана позволила применить.п роекторы с уменьшенным световым потоком. Кроме того, актеры освещаются ярким светом (который, однако, не должен падать на экран), необходимым при съемке.

Реклама