загрузка...
Любительский кинофильм | Мокрая блуждающая маска
Многократное и частичное экспонирование кадра
Многократное экспонирование кадра или части его — старейший прием создания комбинированного изображения, пришедший в кинематограф из фотографии.
При многократной экспозиции на одной пленке получают разные изображения, просвечивающие одно через другое. Задача заключается в том, чтобы комбинированное изображение, полученное таким способом, казалось снятым в одну экспозицию.
Перед тем как приступить к съемкам с многократным экспонированием, необходимо проверить кинокамеру на устойчивость изображения. Б. Плужников* рекомендует для этой цели снять в две экспозиции белый крест на черном фоне. После первого экспонирования пленку отматывают назад и, повернув крест на 45°, производят вторую съемку. Если при просмотре изображения один крест не качается относительно другого, киноаппарат можно считать пригодным для многократного экспонирования.
Отматывать пленку назад для повторного экспонирования проще всего на аппаратах, имеющих счетчики кадров (Лада, Киев-16У). Имея дело с другими кинокамерами, не следует полагаться на точность работы счетчика метров, а определять число снятых в первую экспозицию кадров по секундомеру. (За 2,5 с при частоте съемки 16 кадр/с будет, например, отснято: 16 X 2,5 = 40 кадров.)
Многие киноаппараты снабжены специальной рукояткой для отмотки пленки назад. Один оборот рукоятки перемещает пленку на 1 кадр. При этом больше чем на 48—50 кадров отмотать нельзя, так как пленка заполняет все фильмовое пространство в аппарате.
Если нужно отмотать большее количество пленки (или если кинокамера не имеет рукоятки обратной отмотки пленки), аппарат открывают в темной комнате или в зарядном мешке и делают Замятину на пленке, с тем чтобы при отмотке пленки обратно после первой экспозиции эту Замятину можно было определить на ощупь.
Дело упрощается, когда многократное экспонирование производится на новую бобину — после первой экспозиции пленку просто перематывают на начало, без всяких отметин на ней. Опасений, что кадр после перемотки может стать не в рамку, не должно быть, ибо узкие пленки в отличие от 35-мм имеют по одному перфорационному отверстию на каждый кадр.
Наплывом называется плавный переход одного изображения в другое. Это простейший пример многократного, точнее двойного, экспонирования. Одно изображение уводится в затемнение, затем пленка отматывается назад, и снимается второе изображение, на этот раз из затемнения.
Наплыв иногда служит монтажным переходом между эпизодами, разделенными во времени так, что стали видны изменения, произошедшие с объектом. Наплывом можно показать состарившегося человека. Несколько наплывов позволяет показать, например, строительство канала от появления геодезистов до открытия навигации по нему.
Наплыв широко используют в научно-технических или научно-популярных фильмах для перехода от одной схемы к другой или от детали машины к ее разрезу и т. п. Этим же приемом можно показать (как и приемом стоп) последовательность сборки и разборки конструкции или машины.
Длина наплыва определяется темпом, в котором происходит действие в соединяемых кадрах, и обычно не превышает 2—3 с. Для смены надписей и схем применяют более короткие наплывы — около 1 с .
Управление диафрагмой при наплыве производится так же, как и при съемке в затемнении и из затемнения. Наплыв может быть получен перемещением перед объективом нейтрально-серого специального светофильтра. Изготовить его можно из фотопластинки, которую надо проэкспонировать в несколько приемов , так чтобы плотность почернения ее менялась от полной прозрачности до непрозрачности. Такой светофильтр перемещают перед объективом равномерно, с одинаковой скоростью при съемке в затемнении и из затемнения.
Двойная экспозиция кадра
Существует способ показа мыслей или сновидений персонажа с помощью двойной экспозиции. В кадре показывают одновременно лицо задумавшегося или спящего человека и сцену, изображающую его мысли или сновидения. Чтобы оба изображения были одинаково различимы, их снимают с одинаковой недодержкой (скажем, на 1 деление диафрагмы) вместо той, что определили по экспонометру. Если надо выделить одно из изображений, его снимают с увеличенной, а второе с уменьшенной выдержкой. Например, вместо диафрагмы 1:5,6 устанавливают для первой экспозиции диафрагму между 1:5.6 и 1:8, а для второй — между 1:8 и 1:11.
Мы видим, что съемка все равно производится с недодержкой, но во втором случае она больше.
Следует заметить, что двойная экспозиция далеко не самый оригинальный способ изображения мыслей и сновидений. Современный зритель легко распознает эти кадры по смысловой связи или определенным монтажным переходам. Кадры-воспоминания, например, нередко имеют более светлую тональность, иногда сняты с повышенной частотой. Им может предшествовать крупный план героя, лицо которого постепенно расфокусируется.
Кинолюбители могут использовать двойную экспозицию в указанных целях не на всем протяжении кадров сновидений или воспоминаний, а как достаточно длинный наплыв — переход к этим кадрам. Наплывом же может совершаться обратный переход к изображению персонажа.
При многократном экспонировании очень часто нужно, чтобы изображения не накладывались одно на другое, а составляли одно целое. В этом случае применяют съемку на черном фоне, имеющем, как известно, очень малый коэффициент отражения. Черный фон позволяет получать в одном кадре изображения, скажем, одного человека в разных положениях и масштабах, ибо на пленке при каждой экспозиции получается изображение только снимаемых объектов. Та часть фона, которая не перекрывается объектами съемки, остается неэкспонированной. Так можно снять кадр, в котором великан разговаривает с гномом, стоящим перед ним на столе, причем этот гном может быть двойником великана, если обе роли будут исполняться одним актером.
Чтобы получить такой комбинированный кадр, в первую экспозицию снимают великана на фоне черного бархата. Вместо бархата можно использовать обычный темный (малоосвещенный) фон, но великана следует одеть в светлый костюм.
Во вторую экспозицию снимают гнома. Для этого применяют перспективное совмещение, удалив актера на соответствующее расстояние и совместив его изображение по высоте со столом или ладонью великана, если он на ней должен стоять.
Если кадр, снятый в пасмурную погоду, нужно дополнить дождем, во вторую экспозицию снимают на черном фоне дождь из садовой лейки. Падающий снег хорошо имитируется измельченным алебастром.
При создании подобных кадров непросто определить правильную экспозицию, поэтому применяют пробные съемки.
Черный фон позволяет наложить на снятую в первую экспозицию схему или карту соответствующие надписи. Для этого их выполняют белой гуашью на стекле, под которое подкладывают черный фон. Если при этом использовать съемку из затемнения и в затемнение, то надписи будут возникать и исчезать из основного изображения, весь же кадр уходить в темноту не будет.
Экспонирование кадра по частям
При этом виде съемки часть объектива перекрывают вертикальной или горизонтальной маской, вырезанной из плотного черного картона. После экспонирования части кадра пленку перематывают назад, к маске вплотную устанавливают такую же заслонку — контрмаску, а маску убирают. После этого снимают вторую часть кадра.
Именно таким образом снимают близнецов — одного актера, поочередно действующего в обеих половинах снимаемой сцены. Успешное проведение такой съемки достигается только при абсолютной устойчивости кинокамеры, как во время съемки, так и (это значительно труднее выполнить) при обратной перемотке пленки. Малейший сдвиг аппарата — и кадр будет испорчен.
Чтобы киноаппарат после перемотки в темной комнате или в зарядном мешке занял на штативе прежнее положение, кинолюбители конструируют всякого рода ограничительные рамки, прижимы, струбцины, штифты и т. п. Сам же штатив для большей устойчивости устанавливают в спайдер — складную крестовину с углублениями для ножек штатива.
Края маски и контрмаски должны маскировать весь кадр плотно, без зазоров, и не перекрывать друг друга. Зазор между ними даст на экране белую полосу (засвеченный участок пленки), нахлест—темную (неэкспонированный участок пленки).
Напомним, что чем дальше от объектива находится маска, тем резче ее очертания и тем труднее ее совместить с контрмаской. Наивыгоднейшим удалением от объектива считается 4—6 фокусных расстояний.
Чтобы граница деления кадра была менее заметной, она должна проходить по естественной линии: углу комнаты, краю портьеры, колонне, стволу дерева и т. п. Отсюда маски могут иметь не обязательно прямоугольную, а любую другую криволинейную форму.
Частичное экспонирование кадра позволяет получать забавные трюки, в частности распространенный фокус с исчезновением. Человек идет мимо тонкого дерева и... исчезает. Спрятаться за ним он не мог — оно слишком тонкое. Точно так же может исчезнуть лошадь с повозкой или автомобиль. Впрочем, исчезнувшие объекты как ни в чем не бывало возвращаются, выходя из-за ствола того же дерева.
При съемке этого трюка сцена делится пополам так, чтобы ее граница проходила по дереву. Правую часть кадра перекрывают маской. Человек переходит из левой части кадра в правую и через некоторое время возвращается. Пленку перематывают, вплотную к маске устанавливают контрмаску, а маску удаляют. Теперь снимают правую часть сцены. Во время съемки надо следить за тем, чтобы люди, животные, автомашины и пр. не были в кадре и, уж во всяком случае, не пересекали границу деления кадра, ибо они тут же непредвиденно исчезнут.
При известном опыте этот трюк можно усложнить, заменив исчезновение превращением. Выглядеть он может так. Человек ведет на поводке небольшую собачку, которая, едва они минуют дерево, превращается в большого угрюмого пса. Еле придя в себя, человек поворачивает обратно, снова выходит из-за дерева и с радостью убеждается, что снова на поводке у него прежний милый песик (рис. 42).
Трюк этот требует большой точности. Оба прохода должны совершаться точно по одной и той же линии, с учетом затраченного времени. По секундомеру отмечается время, затраченное на переход, пребывание во второй части кадра и возвращение обратно. По общему времени определяют количество отснятой пленки, которую перематывают на начало.
Человек с другой собакой переходит границу кадра, действуя точно по графику первой съемки. Если он войдет в правую часть раньше времени (на первый переход ушло, допустим, 5 с , а на второй — 3 с), в кадре могут оказаться одновременно две собаки, и трюк будет испорчен. То же самое получится, если задержится возвращение человека из правой части кадра.
Рис. 42. Комбинированное изображение, полученное экспонированием кадра по частям: I — комбинированный кадр; II — экспонирование левой части кадра, правая часть перекрыта маской а; III — экспонирование правой части кадра (после перемотки пленки). Левая часть кадра перекрыта контрмаской б
|