загрузка...
Любительский кинофильм | Съемка наклоненной кинокамерой
Монтажные переходы
Затемнение. Постепенный уход изображения в темноту, затемнение и появление изображения из темноты (из затемнения) — приемы, с помощью которых отделяют самостоятельные смысловые куски в кинофильме: сюжеты, новеллы или отдельные эпизоды. Многие режиссеры стараются обходиться без таких стандартных монтажных переходов и используют их главным образом для отделения надписей.
Продолжительность затемнения определяется характером действия, которое оно завершает, и редко превышает 2—3 с. Надписи обычно уводятся в затемнение на протяжении 20—30 кадров, финальное затемнение имеет протяженность 35—40 кадров.
8-мм кинокамеры имеют, как правило, постоянный угол раскрытия обтюратора, и затемнение осуществляется постепенным закрытием диафрагмы. Соответственно выход из затемнения начинается съемкой при полностью закрытой диафрагме (а если она полностью не закрывается — при объективе, закрытом крышкой или ладонью), которая затем открывается до значения, при котором обеспечивается нормальная экспозиция.
Съемку в затемнение и из затемнения следует производить со штатива. Если шкала диафрагм равномерная (расстояния между рисками одинаковые), кольцо надо вращать равномерно. В случае неравномерной шкалы кольцо вращают с замедлением по мере закрытия диафрагмы, т. е. в сторону затемнения. Наоборот, при выходе из затемнения кольцо диафрагмы следует вращать с ускорением.
Сравнительно недавно вместо затемнения начали применять высветление кадра. При этом поступают прямо противоположным; способом: диаметр диафрагмы увеличивают до полной передержки. Понятно, что если съемка велась при диафрагме 1:2,5, высветления кадра получить не удается, ибо полной передержки не получится. Такая съемка должна производиться при высоком уровне освещенности и, следовательно, сильном диафрагмировании объектива, что чаще всего достигается при натурных съемках. Если все же на пленке будут обнаружены следы изображения, к ней следует подклеить кусок совершенно прозрачной пленки.
Высветление также может быть получено лабораторным путем.
Шторка — монтажный переход, при котором одно изображение закрывается, а другое открывается с помощью заслонки, плавно перекрывающей объектив. Шторкой может быть не обязательно заслонка, а, скажем, спина человека, перекрывшая кадр. Затем человек удаляется от объектива, открывая сцену в новом помещении, где он продолжает действовать.
Псевдошторки применяют для соединения между собой кадров статичных и динамичных или с медленным и быстрым внутрикадровым движением. Если необходимо соединить кадры, содержащие противоположные по направлению движения, применяют двойное ложное вытеснение — псевдошторку с двумя пересекающимися диагоналями.
Снова заметим, что, несмотря на известную эффективность ложного вытеснения, как монтажного перехода, применение его следует считать оправданным лишь тогда, когда творческая фантазия режиссера не в состоянии подсказать ему что-нибудь менее тривиальное.
|