загрузка...
Любительский кинофильм | Киносъемочные объективы и светофильтры
Экспонометры
Экспонометр (от латин. ехропо — показываю, выставляю и греч. metreo — измеряю) — устройство, предназначенное для определения экспозиционных параметров: числа диафрагмы и выдержки.
Простейший экспонометр — это таблица или набор шкал, включающие в себя основные условия съемки: географическое положение места, время года и суток, состояние погоды, характер освещения, особенности места съемки, светочувствительность пленки, кратность применяемых светофильтров и др.
Пользование такими экспонометрами позволяет избежать лишь грубейших ошибок в определении экспозиции. Чаще всего табличными экспонометрами пользуются начинающие фотолюбители, которые, как правило, снимают еще несколько страховочных, отличающихся по экспозиции дублей. Кинолюбитель же дубли на всякий случай не снимает, пересъемку производит (и часто не одну!), когда что-то в снимаемой сцене не получилось по существу. В репортажных же съемках бывает. так, что не только эпизод — съемочный кадр невозможно повторить. Вряд ли можно уговорить прыгуна совершить еще один рекордный прыжок или убедить боксера, что, по экспозиционным соображениям, ему надо еще раз быть нокаутированным.
Кроме табличных существуют оптические экспонометры, основанные на визуальной оценке яркости объекта съемки. Однако ввиду адаптационной способности глаза, приводящей к значительным ошибкам при определении экспозиции, большого распространения эти экспонометры не получили.
Наиболее совершенными по точности определения экспозиционных параметров и поэтому самыми распространенными являются фотоэлектрические экспонометры. Действие их основано на измерении яркости или освещенности объекта съемки, определяемых с помощью приемника света, в электрическую цепь которого включен либо стрелочный индикатор — магнитоэлектрический гальванометр, либо светодиод.
Фотоэлектрический экспонометр снабжен устройством для ввода данных о светочувствительности пленки и калькулятором, с которого учитываются экспозиционные параметры. Светоприемники таких экспонометров — фотоэлементы или фоторезисторы — реагируют на различные яркость или освещенность объекта съемки.
Определение экспозиции с помощью фотоэлектрического экспонометра
Экспозиция может быть определена в принципе двумя способами: замером яркости или замером освещенности объекта съемки.
В первом случае замеряется световой поток, отраженный объектом съемки, во втором — световой поток, падающий на него (рис. 23).
Большинство экспонометров допускают оба метода измерения, и у каждого из них есть свои приверженцы среди операторов. Профессиональные кинооператоры чаще всего определяют экспозицию по освещенности, возможно, кроме всего прочего, потому, что установить необходимую освещенность в павильоне можно задолго до появления актеров. Кинолюбители, как правило, производят замеры яркости объекта съемки. Какому способу отдать предпочтение?
На первый взгляд, точнее способ замера яркости, ибо именно отраженный объектом свет фиксируется на пленке. Однако ближайшее рассмотрение убеждает в том, что при таком способе легко совершить ошибку в определении экспозиции. Если в светоприемник фотоэкспонометра поступает свет только с пространства, ограниченного снимаемой сценой, ошибка в определении экспозиции будет незначительная. Однако если угол восприятия экспонометра больше, чем угловое поле объектива, ошибка будет заметной.
Рис. 23. Определение экспозиции замером: I — яркости; II — освещенности объекта; А — экспонометр; Б — источник света
В одном случае фотоэкспонометр измерит свет, исходящий от светлого неба, которое может занимать значительную часть кадра, в результате чего будет недодержка. В другом случае если в поле зрения экспонометра попадут темные строения или же, при нечаянном наклоне его, — земля, то получится передержка.
Свои достоинства и недостатки имеет и способ определения экспозиции замером освещенности объекта съемки.
Определение экспозиции замером яркости объекта съемки. Определение яркости объекта может произво диться замерами: -:
средней интегральной (суммарной) яркости всей снимаемой сцены;
яркости наиболее важного объекта съемки или его части;
яркости серой поверхности с коэффициентом отражения 0,3—0,35;
яркости наиболее светлого и наиболее темного участков снимаемой сцены или объекта.
Замер суммарной яркости (она является средневзвешенной, так как включает различные по яркости и по площади поверхности объекта) производится возле киноаппарата; светоприемник фотоэкспонометра при этом направляется на объект съемки. Именно этот способ следует считать наименее точным, погрешности становятся тут же заметны даже при незначительных наклонах фотоэкспонометра в вертикальной плоскости.
Такой способ замера дает удовлетворительные результаты при съемке пейзажей, когда используется передне-боковой свет солнца. При боковом и тем более контровом положении солнца необходимо вносить поправки — в первую очередь, на ярко освещенное небо и бликующие поверхности объекта съемки. В этих условиях дополнительно раскрывают диафрагму объектива на одно деление, что позволяет выявить детали в тенях.
Более точные результаты получаются при замере сюжетно важного объекта съемки или его части. Для этого экспонометр (он должен иметь небольшой угол восприятия) подносят к поверхности, яркость которой измеряют, на небольшое расстояние — равное примерно диаметру поверхности. Также измеряют и яркость лица, помня, однако, что оно освещается совсем не так, как плоская поверхность, и что замер, следовательно, даст снова средневзвешенную суммарную яркость, и в этом случае также возможна ошибка. При подобных замерах, разумеется, надо не затенять освещаемую поверхность ни самим оператором, ни экспонометром.
Довольно точен замер яркости эталонной серой поверхности. Именно на такие объекты, отражающие 30 — 40 % падающего света (их называют рядовыми объектами), рассчитаны фотоэкспонометры.
Кусок фанеры или картона, выкрашенный в серую краску, помещают перед наиболее важной частью объекта перпендикулярно к направлению съемки и производят замер яркости. Некоторые операторы вместо эталона серой поверхности используют собственную ладонь, имеющую приблизительно тот же коэффициент отражения. Можно, конечно, использовать и этот прием, помня, что даже при самой большой ладони свет может попасть в светоприемник из-за ее пределов, и тогда возможна ошибка.
Замер наиболее светлых и темных участков снимаемой сцены производится, главным образом, для определения интервала яркостей объекта и сопоставления его с фотографической широтой применяемой пленки.
При съемке на цветную обращаемую пленку для получения изображения в нужных тональности и колорите рекомендуется производить двойной экспонометрический контроль: по наиболее ярким участкам и по средней интегральной яркости объекта съемки. Так получают интервал допустимых экспозиций, пользуясь которым можно снять объект в темных тонах с подчеркнутой цветностью освещения. Для этого устанавливают наименьшую из определенных экспозиций (наибольшее диафрагменное число).
Если же требуется более светлая тональность, выбирают большее значение экспозиции, которое было определено по средней суммарной яркости объекта или по светам.
Определение экспозиции замером освещенности объекта съемки. Для замера освещенности на фотоэкспонометр надевают рассеивающую молочную пластину, и окно светоприемника направляют в сторону источника основного рисующего света. Оператор при этом находится вблизи объекта съемки. Однако при натурной съемке на открытом месте оператор может производить замер и непосредственно возле кинокамеры.
При определении экспозиции по освещенности объекта нормальную плотность будет иметь лицо человека, плотности же остальных объектов или их частей будут отличаться в большую или меньшую сторону. Однако если в снимаемой сцене нет людей, приходится учитывать различную способность отражать свет различными объектами. Так, например, стена бревенчатая или из красного, кирпича отражает около 20 % падающего света; блок машины, выкрашенной белой эмалевой краской, — до 60%; хвойный же лес — всего от 4 до 7%.
Производя замеры, оператор должен оценивать отражающие свойства снимаемого объекта и вносить необходимые поправки в полученную; измерением экспозицию. Так, если объект темный, без высвеченных участков, необходимо несколько увеличить, а при съемке объекта с высокой отражающей способностью, напротив, уменьшить раскрытие диафрагмы. Этот способ определения экспозиции, как и способ определения ее значения замером яркости, требует учета направления основного рисующего света. При боковом свете раскрытие диафрагмы увеличивается на 1, а при заднебоковом и контровом — на 1,5—2 деления.
Какой способ определения экспозиции следует предпочесть? Ответ может быть один — тот, который лучше освоен.
Определение экспозиции с помощью экспонометриче-ского устройства. Большинство современных любительских кинокамер имеет встроенное полуавтоматическое или автоматическое экспонометрическое устройство. С их помощью измеряется средневзвешенная интегральная яркость объекта съемки. В полуавтоматическом экспо-нометрическом устройстве диафрагму устанавливают вручную, с контролем по. положению стрелки индикатора в поле визира (стрелку совмещают с вырезом или другим индексом).
В автоматических экспонометрических устройствах ток фоторезистора непосредственно воздействует на механизм установления диафрагмы. Предварительно как в полуавтоматическое, так и автоматическое устройство вводятся данные о светочувствительности пленки и частоте съемки.
В выпускавшихся ранее кинокамерах угол восприятия экспонометрического устройства был больше угла зрения объектива, что и вызывало сравнительно большие ошибки в определении экспозиции, особенно при съемке общих планов, где значительное место кадра занимало светлое небо.
Для повышения точности в определении экпозиции (установки необходимой диафрагмы) кинокамеру приближают к объекту с тем, чтобы ограничить угол охвата и измерить средневзвешенную яркость только сюжетно важной части снимаемой сцены. Установив в этом месте по индикатору правильную диафрагму (в кинокамере с полуавтоматическим экспонометрическим устройством), переносят киноаппарат на исходную точку и, не обращая внимания на изменившееся положение стрелки индикатора в визире, производят съемку.
Если снимают киноаппаратом с автоматической или ручной установкой диафрагмы, то, приблизив камеру к наиболее важному объекту, автоматику выключают, благодаря чему съемка с основной точки будет выполнена с правильно установленной диафрагмой.
В современных киноаппаратах светоприемники экспонометрических устройств (автоматических и полуавтоматических) установлены за объективом, в силу чего замер света, прошедшего через объектив, производится с учетом всех потерь, т. е. того светового • потока, который непосредственно воздействует на пленку. Чаще всего такие киноаппараты оснащаются и объективами с переменным фокусным расстоянием (Кварц 1X8-02, Ав-рора-215 и др.), что позволяет оперативно измерять яркость небольших участков съемки простым переводом объектива в длиннофокусное положение. После этого также выключается автоматическое управление диафрагмой, устанавливается необходимый масштаб изображения и производится съемка.
Экспозиционная проба
Успешная съемка возможна лишь тогда, когда есть уверенность, что светочувствительность пленки соответствует значению, указанному на упаковке и что фотоэкспонометр работает безошибочно. Так как в действительности возможны погрешности в том и в другом случае, целесообразно перед съемкой на новой партии пленки осуществить пробную съемку. Выполнять ее рекомендуется в тех же условиях, в каких будет сниматься кинофильм, при том же освещении.
Выбрав наиболее характерный объект, определяют по экспонометру необходимую диафрагму и производя съемку. При этом в кадр вносят табличку с обозначением диафрагмы. После этого съемку повторяют при соседних значениях диафрагмы. Обработанную пленку просматривают на экране и по наиболее хорошо экспонированным кадрам с помощью экспонометра определяют действительную светочувствительность пленки. Если лучший результат получился при меньшем значении диафрагмы, значит, чувствительность пленки ниже номинальной (или ошибку вносит экспонометр). Новое значение диафрагмы устанавливают на калькуляторе экспонометра — против соответствующей частоты съемки — и считывают светочувствительность пленки. Если же отобран кусок пленки, снятый при большем значении диафрагмы, значит, светочувствительность пленки более высокая, чем обозначенная.
В результате такой экспозиционной пробы пленка оказывается привязанной к имеющемуся в распоряжении кинолюбителя фотоэкспонометру. Точно такой же экспонометрический клин снимают, если кинокамера оснащена экспонометрический устройством, полу- или автоматическим.
С января 1987 г. вступил в силу новый ГОСТ 1069-84. Новые числа светочувствительности по этому ГОСТ соответствуют рекомендациям международной организации по стандартам ISO, их можно назвать ГОСТ/ /ISO. Подробно об этом говорится в статье Г. Терегулова Светочувствительность пленок по новому ГОСТ (журнал Советское фото, 1987, № 2).
В табл. 6 приведены соотношения между значениями светочувствительности по старому и новому ГОСТ, ASA и DIN — стандарту ГДР и ФРГ.
|