загрузка...
Любительский кинофильм | Ночная съемка днем
Съемка пейзажей
Снимая летний пейзаж, необходимо учитывать, что яркость неба в десятки раз превосходит яркость травы, листвы деревьев, зеленых кустарников. Резко возрастает контраст при солнечном, особенно контровом, освещении. Большой интервал яркостей объекта съемки вынуждает в каждом отдельном случае сосредоточивать внимание на главном, даже в ущерб качеству изображения второстепенных деталей. Так, если основную площадь кадра заполняет лес, то на долю неба приходится незначительная его часть, выдержка определяется по лесу. С неизбежной же передержкой изображения неба придется смириться, так как это не очень отразится на качестве изображения в целом. Наоборот, когда в кадре в основном видно небо, экспозицию определяют по нему, ставя главной задачей получение наилучшего его тона или цвета, выразительное выявление облаков.
Снизить интервал яркостей можно (как об этом говорится в главе 5) применением поляризационных, оттененных нейтрально-серых, а при съемке на черно-белую пленку — желтых или желто-зеленых светофильтров.
Яркость неба остается преобладающей, несмотря на общее снижение контраста, и в пасмурную погоду. Цветные светофильтры становятся в этом случае бесполезными, и притемнить небо удается лишь с помощью нейтрально-серых оттененных светофильтров.
Зимняя натура отличается высоким уровнем яркости снежного покрова, а низко расположенное солнце выявляет рельеф и фактуру объекта съемки. При съемке на снегу приходится считаться с очень большим интервалом яркостей, определяемой высокой отражающей способностью, особенно свежевыпавшего снега, на фоне которого такие объекты, как строения, лес, выглядят очень темными.
Зимой яркость снега лишь немного меньше яркости неба, а в пасмурную погоду небо выглядит даже темнее снега.
При съемке людей на снегу экспозицию определяют, естественно, по ним. Снег, конечно, выйдет переэкспонированным, т. е. совершенно белым, каким его привыкли обычно видеть, а отсутствие его фактуры скорее всего останется незамеченным.
При съемке портрета сплошной снежный покров служит плохим фоном. Больше подойдут заснеженные ветви деревьев, архитектурные сооружения,, наконец — небо.
Пользуясь в зимний солнечный день желтым светофильтром, не следует забывать, что он подчеркивает контраст, что не всегда желательно. Экспозицию надо определять по сюжетно важной части объекта, так как в противном случае в светоприемник фотоэкспонометра может попасть свет, отраженный заснеженными поверхностями, лежащими за пределами снимаемой сцены.
При съемке городского пейзажа необходимо предварительно определить время наилучшего освещения, которое из-за окружающих объе кт стр оений может быть весьма непродолжительным — 15—20 мин.
Утренние и вечерние часы характерны тем, что прямые солнечные лучи, перекрываемые строениями, освещают лишь верхние этажи зданий. Заполняющий свет создается небом. Черно-белая пленка фиксирует порой весьма причудливое расположение светбв и теней, цветная же выявляет розоватый цвет поверхностей, освещенных солнцем, и сине-голубой — поверхностей, освещенных рассеянным светом неба.
Чередование ярких освещенных и затененных поверхностей создает высокий контраст городского пейзажа, поэтому экспозицию определяют только по главному объекту съемки или наиболее важным его частям. При этом неизбежен компромисс. Если экспозицию определяют по освещенной части объекта, будут недодержаны детали в тенях, а если по затененным деталям, — придется считаться с отсутствием деталей в све-тах . Предпочтение отдается варианту, при котором остаются невыявленными наименее существенные детали.
Водный пейзаж характерен тем, что цвет воды зависит от цвета неба. На воде при небольшой ряби хорошо заметны яркие блики от низко расположенного солнца. Эффект этот особенно проявляется при контровом солнечном свете, создающем высокий контраст.
При отсутствии бликов интервал яркостей водных пейзажей снижается. Еще больше снижается контраст в пасмурную погоду, блеск же водной поверхности позволяет получить интересный изобразительный результат.
В утренние часы при контровом освещении, солнечном свете удается получить с помощью красных светофильтров ночные сцены на черно-белой пленке. Для такой съемки небо должно быть безоблачным, оно, как и вода, получится на экране почти черным. Яркие же блики создадут на воде лунную дорожку.
|