загрузка...
Любительский кинофильм | Чистка кинофильмов
Изготовление матового диффузно-рассеивающего экрана
Полотно (желательно льняное) натянуть на деревянную раму. Если полотнище экрана сшивают из нескольких кусков материала, чтобы шов не был виден при проекции кинофильма, он должен быть вертикальный и одинарный (а не внахлестку).
Затем приготовляют краску следующего состава из расчета на 1 м2 поверхности экрана:
Желатина:…………………………30г
Барий сериокислый………………330г
Грицерин………………………….30г
Формалин (1%-ный раствор)……4,5г
Ультрамарин (синька)……………1,0г
Фенол……………………………...0,03г
Вначале растворяют желатину в 750 мл воды комнатной температуры и дают ей набухнуть при периодическом помешивании в течение часа. Затем банку с желатиной помещают в теплую воду и, помешивая, нагревают до температуры 50—60°С, чтобы желатина полностью растворилась. После этого в раствор желатины добавляют глицерин и фенол, которые отдельно растворяют в 50 мл теплой воды при температуре 35—40°С.
Сернокислый барий размешивают в 200—250 мл воды комнатной температуры и также смешивают с желатиновым раствором. Далее добавляют ультрамарин (синьку), также предварительно растворенный в воде и профильтрованный через два — три слоя марли. Наконец перед самым покрытием экрана в раствор вводят формалин.
Приготовленную по описанному способу белую баритовую краску наносят на натянутое полотно кистью, валиком или пульверизатором. Покрытие экрана нужно производить с двух сторон: сперва с обратной стороны, а затем (только после высыхания) с лицевой. Лицевую сторону нужно покрыть двумя слоями. После высыхания второго наружного покрытия оформляют экран, заключая его в раму и делая окантовку черной матовой краской или обшивая его черным бархатом.
Такой экран имеет высокий коэффициент отражения (до 85%), в то время как белая клеевая краска имеет коэффициент отражения меньший (65%).
Технология изготовления отражающей поверхности металлизированного экрана требует более тщательного выполнения. Вместо полотна лучше использовать клеенку, так как она не требует грунтовки. Алюминиевую краску нужно наносить пульверизатором. В состав краски должен входить алюминиевый порошок тонкого размола (пудра), склеивающее вещество, смягчитель и растворитель.
Алюминиевая краска на нитролаке имеет коэффициент отражения 50—60%.
Экраны для проекции на просвет
Такие экраны применяют в установках дневного кино, рекламных и выставочных установках, а также при комбинированных киносъемках по способу рир-проекции. Экраны должны обладать большим коэффициентом пропускания, минимальным коэффициентом отражения и малым поглощением света.
В качестве материала для изготовления просветного экрана используют шелковые ткани, полупрозрачные пленки или полотно со специальной пропиткой.
Самый простой способ изготовления просветного экрана состоит в пропитывании белого полотна глицерином с тальком, глицерин повышает прозрачность волокон ткани, а тальк заполняет промежутки между нитками ткани. Такой экран обладает вполне удовлетворительными светотехническими свойствами, но имеет большой недостаток, заключающийся в том, что он всегда остается влажным и требует периодически протирки смесью глицерина с тальком.
Кинопроекция при дневном свете
Обычно кинопроекцию производят в затемненном помещении. Посторонний свет, не исходящий от объектива кинопроектора, понижает контраст изображения на экране вплоть до полного высветления экрана и исчезновения изображения. В умеренно освещенном помещении кинопроекцию можно осуществить, если поместить экран в глубокую нишу, которая оберегала бы его от попадания постороннего света.
Значительно лучшие результаты можно получить по другому способу: проекцией на просвет с применением нейтрально-серого светофильтра. Общий вид такой установки показан на рис. 50.
Между проектором и экраном имеется темная камера, внутренние стенки которой покрыты черной матовой краской или оклеены черным бархатом для наибольшего поглощения света.
Экран представляет собой полупрозрачную диффузно-рассеивающую поверхность, например матовое стекло или полотняную кальку. Перед экраном устанавливают нейтрально-серый светофильтр (дымчатое стекло), который по своим размерам должен соответствовать экрану.
Назначение нейтрально-серого, светофильтра состоит в том, что он нейтрализует действие постороннего света на экран. Это происходит следующим образом: свет, идущий от объектива кинопроектора на экран, должен преодолеть нейтрально-серый светофильтр, который поглотит часть световой энергии. Свет, упавший на экран со стороны зрительного зала, чтобы, отразившись от экрана, возвратиться снова в зрительный зал, должен преодолеть нейтрально-серый светофильтр дважды и, следовательно, претерпеть большие потери. Кроме того, известная часть света, упавшего на экран со стороны зрительного зала, пройдет сквозь полупрозрачный экран и будет поглощена внутренними стенками темной камеры.
Рис. 50. Схема установки для кинопроекции при дневном свете: 1 — кинопроектор; 2 — темная камера; 3 — просветный экран с нейтрально-серым светофильтром
|