загрузка...
Любительский кинофильм | Освещение в помещении
Киносъемка
КИНОСЪЕМКА ПРИ ИСКУССТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ
Характер освещения и основные виды света
С помощью света выявляются форма, объем, тон, цвет и фактура объекта съемки.
Большая заслуга в разработке основ киноосвещения принадлежит выдающемуся советскому кинооператору профессору А. Д. Головне. В своих трудах он рассматривает светотеневой, светотональный, локальный и силуэтный характер освещения.
Светотеневое освещение достигается с помощью источников направленного и рассеянного света. Первые из них освещают поверхности с четко очерченными тенями, вторые, подсвечивают тени на самом объекте и отброшенные им.
При съемке на натуре светотеневое освещение получается за счет прямых солнечных лучей, падающих на объект съемки, и освещения его рассеянным светом неба.
Светотональное освещение образуется на натуре в пасмурную погоду. Рассеянный свет создает бестеневое освещение.
В натурных интерьерах светотональное освещение получается, когда в него проникает рассеянный дневной свет (рис. 15) или когда имеющиеся осветительные приборы создают рассеянный свет, заполняющий все пространство.
Светотеневое освещение не очень хорошо выявляет объем предметов, но оно необходимо при технических киносъемках, когда тени могут помешать ознакомлению с устройством того или иного прибора, механизма и т. п. При таком освещении хорошо выявляются также фактура и цвет объекта.
Локальное, или местное, освещение применяют для выделения главной, наиболее важной части объекта, на которой необходимо сосредоточить внимание зрителя. Достигается оно использованием приборов направленного действия с узким пучком света.
Силуэтное освещение четко выделяет объемы переднего плана на световом фоне. Оно хорошо подчеркивает глубину пространства (например, силуэтное изображение дерева на переднем плане).
Рис. 15. Светотоналыюе освещение в натурном интерьере, куда проникает рассеянный дневной свет
Совершенно ясно, что каждый оператор освещает объект съемки по-своему, с тем чтобы максимально приблизиться к замыслу снимаемой сцены. И все-таки вся многосложность освещения может быть сведена к пяти основным элементам, или светам, система которых была разработана А. Д. Головней (рис. 16).
Рисующий свет создается в зависимости от крупности плана одним или несколькими осветительными приборами направленного действия, ориентированными в одном направлении. В этом случае на объекте возникает светотень, подчеркивающая его объем. Рисующий свет направляют на наиболее важный объект или его часть, выделяя его, таким образом, среди второстепенных объектов. Следовательно, рисующий свет способствует организации кадра, его композиции.
Рис. 16. Принципиальная схема расположения све-тов при киносъемке
В зависимости от направления на объект рисующий свет может быть фронтальным или передним, боковым, переднебоковым, заднебоковым и контровым (рис. 17). Кроме того, приборы рисующего света располагают на различной высоте относительно объекта съемки, и тогда речь идет о верхнем или нижнем рисующем свете.
Моделирующий свет направляется на объект так, чтобы на нем возникали блики и световые пятна. Правильное сочетание их яркости с освещением фона позволяет лучше выявить форму объекта съемки. Прожекторы бликующего света располагают по другую сторону кинокамеры относительно рисующего света. Это обычно кинопрожекторы направленного действия с линзами Френеля (ступенчатыми линзами).
Рпс. 17. Различные виды рисующего света в зависимости от его направления: а — в горизонтальной плоскости; б — в вертикальной плоскости: 1 — фронтальный свет; 2 — переднебоковой; 3 — боковой; 4—контровон; 5 — задиебоковой; 6 — верхний; 7—нижний; О — объект съемки
Заполняющий свет создает необходимый уровень освещенности, обеспечивающий достаточную проработку деталей и цвета объектов, видимых в кадре. Для этого используют приборы рассеянного или направленно-рассеянного света. Устанавливают их спереди и сверху объекта съемки. В небольших помещениях с невысокими белыми потолками можно создавать рассеянный свет, направляя лучи осветительных приборов в потолок. Уровень освещенности при этом, разумеется, ниже, чем при нормальном их расположении, но на выездных съемках бывает непросто установить осветительные приборы на необходимую высоту.
Лучи приборов заполняющего света обычно направлены параллельно оптической оси киносъемочного аппарата. Однако, учитывая, что заполняющий свет не создает различимых теней, это условие не является обязательным.
Когда задача оператора состоит в создании светотеневого освещения, заполняющий свет может и не применяться. Вместо него применяют выравнивающий свет. Его задача — добиться необходимого соотношения между освещенной и теневой сторонами объекта. Для этого приборы рассеянного или направленно-рассеянного света, используемые для получения заполняющего света, располагаются так, чтобы они освещали теневые стороны объекта. Сила света этих приборов должна быть значительно меньше, чем у приборов рисующего света, и поэтому теней на освещенной стороне объекта съемки они не создают.
Лучи выравнивающего света направляют на объект под углом до 50—60° к оптической оси кинокамеры.
Контровой, или контурный, свет направляют на объект сзади в сторону кинокамеры. На предметах и фигурах людей возникает световой контур, подчеркивающий их форму и отделяющий их от фона и друг от друга.
Чтобы достичь нужного эффекта, приборы контрового света должны создавать освещенность на обратной стороне. Больше всего для этой цели подходят приборы с линзами Френеля. Их устанавливают сзади и сверху объекта, причем луч формируют с помощью шторок, а объектив кинокамеры защищают блендой. Это необходимо во избежание возникновения ореола на изображении или — при неудачной установке приборов — даже засветки пленки.
Фоновый свет направляется на фон или поверхности предметов, расположенных позади основных объектов съемки. Если фон не освещать, исчезает ощущение глубины, появляется чернота, то есть световой провал.
Обычно фон высвечивают приборами рассеянного света, обеспечивающими равномерную освещенность. Однако при съемке в больших по глубине помещениях применяют приборы направленного света.
Эффектный свет используют в тех случаях, когда на фоне или стенах, а также на самом объекте необходимо получить соответствующие блики и тени. Если, например, в кадре видна горящая свеча, на фоне можно получить характерный блик, применив прибор направленного света с соответствующей фигурной маской.
Не следует думать, что при всякой съемке нужно применять обязательно все пять видов света. Необходимого эффекта часто можно достичь, освещая объе кт с тр ех сторон. Иногда при съемке в натурных интерьерах, в которые проникает дневной свет, создающий свето-тональное освещение, можно вообще обойтись без приборов искусственного освещения или применить лишь один прибор выравнивающего света для подсветки теней в случае проникновения в помещение прямых солнечных лучей.
Световой контраст. Когда объект освещается рассеянным светом, интервал яркостей определяется лишь свойством поверхностей объекта отражать световые лучи. Если, например, за операторским пультом (ЭВМ) работает светловолосая девушка в кремовом или белом халате, мало отличающемся по цвету от пульта, за которым она сидит, световой контраст будет невелик. Действительно, коэффициент отражения кожи лица в среднем равен 0,3 (30%), а белого хлопчатобумажного халата— 0,3—0,35 (30—35%), следовательно, световой контраст составит 35:30=1,17:1. Световой контраст между лицом девушки и выкрашенными в белый цвет блоками ЭВМ также будет невелик — 60:30 = 2:1. (Коэффициент отражения белой эмалевой краски равен 0,58—0,65.) Однако если на фоне белых стен с коэффициентом отражения 0,7—0,8 снять моряка в черном бушлате или шинели (с коэффициентом отражения 0,04— 0,05), контраст составит уже 80:4 = 20:1, а при съемках на снежном фоне и того более — 999:5 = 200:1. Естественно, что такой световой контраст выходит за пределы возможности любой кинопленки. В этих условиях как в помещении, так и на натуре совершенно необходимо снизить контраст дополнительной подсветкой, добиваясь его значений не свыше 5:1 для общих планов и 3:1 для крупных, в частности портретов.
При съемке на цветную пленку световой контраст должен быть еще ниже, так как недостаточное освещение отдельных частей или деталей приводит к искажению цвета. Наибольшим при цветной съемке следует считать световой контраст 2,5:1, а еще лучше 2:1.
Как определить световой контраст? Для этого замеряют яркость самой светлой и самой темной части объекта, стараясь, чтобы в окно фотоэкспонометра не попадал свет с соседних участков, имеющих другую яркость.
Если самой светлой части объекта отвечает диафрагма 1:4, а самой темной 1:2, то световой контраст составляет 4:1 (напомним, что разница между соседними значениями диафрагм равна 2). Разница в полтора значения диафрагмы соответствует световому контрасту 3:1.
Приведенные рассуждения справедливы, в случае когда объект освещается приборами рассеянного света, создающими заполняющий бестеневой свет.
При использовании светотеневого освещения световой контраст будет зависеть еще и от интенсивности рисующего и заполняющего света, т. е. в данном случае приходится учитывать не только различную отражающую способность отдельных поверхностей объекта, но и контраст освещения. Он определяется как отношение суммарной освещенности рисующего и заполняющего света к освещенности, создаваемой одним только заполняющим светом.
Определяют контраст также с помощью фотоэлектрического экспонометра (люксметра), на светоприемное окно которого надевают молочное стекло. Освещенность, создаваемая суммарным светом, определяется возле объекта съемки. Экспонометр при этом направляют в сторону источника рисующего света (а на натуре— на солнце). Освещенность заполняющего света определяется в теневой стороне объекта. Экспонометр при замере направляют в сторону киноаппарата.
Если освещенности, создаваемые рисующим и заполняющим светом, одинаковы, контраст освещения равен 2:1, если же освещенность, создаваемая рисующим светом, в два раза больше, чем заполняющим, световой контраст равен 3:1.
В табл. 3 приведены значения контрастов освещения в зависимости от показаний экспонометра в числах диафрагм.
|