загрузка...
Фильтры фотографий | Светофильтры, пригодные для черно-белой и цветной фотографии
Применение светофильтров в цветной фотографии
В цветной фотографии светофильтры предназначены для правильного цветовоспрои з - ведения при несбалансированном освещении. Они позволяют избегать цветовых искажений, появления вне всякой связи с цветами объектов цветовых оттенков.
Освещение бывает несбалансированным при съемке на пленке ДС при изменении высоты солнца, при облачном небе, под влиянием атмосферной дымки и т. п. Поэтому при съемке в разное время дня возникает опасность появления цветовых оттенков, особенно заметных на изображениях белых и серых предметов, когда свет в момент съемки окажется не белым. Если снимать в интервале времени примерно спустя 2 ч после восхода солнца и за 2 ч до захода, исключив летом полуденное время (11.00—13.00), то, поскольку цвета в это время воспроизводятся без искажения, пет необходимости применять конверсионные светофильтры.
Цветовые оттенки, желтые, красноватые, вызывают обычные бытовые лампы накаливания разной мощности с избыточным желто-красным излучением, отвечающим цветовой температуре 2700—3000К (пленка ЛН сбалансирована на цветовую температуру 3200 К).
Цвет оттенка и его интенсивность определяется степенью разбалансирования: если цветовая температура ниже балансной, то оттенок имеет желтовато-красноватый цвет, если выше — голубовато-синеватый.
Возникшие на негативной цветной пленке цветовые оттенки сравнительно легко удаляются в процессе копирования. Но при съемке на обратимом фотоматериале процесс печати отсутствует. Поэтому о предупреждении цветовых оттенков приходится думать во время съемки. Прежде всего следует строго придерживаться балансной цветовой температуры источника света. Необходимый баланс осуществляется специальными конверсионными светофильтрами, которые превращают цветовую температуру источника света в более низкую или более высокую. По этой причине их называют также температурными.
Цель светофильтров, используемых в цветной фотографии,— так изменить цветовую температуру источника света, чтобы она совпадала с цветовой температурой пленки в момент фотографирования. В этом случае цвет источника света становится для применяемого цветного материала белым, чувствительность всех трех слоев уравнивается и в результате цвета предмета будут переданы неискаженными. Светофильтры, корректирующие цветовую температуру источника света во время съемки, главным образом на обратимой пленке, называются конверсионными.
В дневном свете в зависимости от высоты солнца, в свете ламп накаливания в зависимости от температуры накала нитей изменяется, как уже упоминалось, главным образом соотношение интенсивностей синей и красной зон спектра излучения. Поэтому для коррекции цветовой температуры несбалансированного света достаточно иметь конверсионные фильтры этих двух цветов: голубые (синеватые) и коричнево-красные (красноватые, розовые) разной плотности. Голубые светофильтры корректируют более низкую цветовую температуру источников света, доводя ее до более высокой. Например, цветовая температура желто-красного излучения раннего утреннего и предзакатного солнца доводится до балансной для пленки ДС или бытовых ламп накаливания до балансной для пленки ЛН. Коричнево-красные фильтры, наоборот, снижают цветовую температуру. Например, для пленки ДС они доводят до балансной цветовую температуру дневного света в полуденные часы в летнее время, освещенности в тени, в пасмурную погоду, при съемке в помещении при дневном свете и т. п., а для пленки ЛН — цветовую температуру освещения галогенными лампами, лампами-вспышками и импульсными лампами.
Фирма Орво выпускает набор конверсионных светофильтров, состоящий из четырех голубых и четырех коричнево-красных, с силой конверсии 1,5; 3; 6 и 12 (13). Кривые спектрального поглощения этих светофильтров приведены на рис. 27, а условия их применения — в табл. 14. С помощью такого набора почти все объекты съемки, встречающиеся в практике фото- и кинолюбителей, можно снимать при балансном освещении.
В отдельных случаях для предотвращения цветовых оттенков используют цветные светофильтры, применяемые в черно-белой, фотографии. При съемке па пленке ДС в ранние утренние и предзакатные вечерние часы можно воспользоваться голубым светофильтром СЗС-17(2—1,4х), действие которого примерно совпадает с действием конверсионного светофильтра ВЗ.
Синие светофильтры СС 1 (2,1) и СС9 (5,5) по своему действию близки к светофильтру В12. Они приближают цветовую температуру солнца, когда оно находится вблизи горизонта, пли фотолампы к балансной для пленки ДС.
Для съемки в полуденные часы с импульсной лампой или объективом с выраженным голубым оттенком для этой же цели подходит очень светлый желтый светофильтр ЖС-11, а при съемке в тени, когда небо безоблачное, светлый желтый светофильтр ЖС-12. Светофильтр ЖС-12 снижает цветовую температуру лампы-вспышки до балансной для пленки ЛН (если сама колба не окрашена в желтый цвет).
При вынужденной съемке на пленке ЛН при дневном свете можно подобрать светло-оранжевые и оранжевые светофильтры в зависимости от состояния неба, например ОС-12, ОС-14, действие которых близко к действию светофильтра R12. Применяя эти светофильтры, можно избежать синего оттенка.
Более точно балансируют цветовые температуры с помощью коррекционных светофильтров, обычно применяемых при цветной печати. Но нужно быть уверенным в качестве светофильтров, особенно желатиновых.
Прежде чем приступить к фотосъемке, надо выяснить, есть ли необходимость в коррекции цветовой температуры источника света и если есть, то какая именно. С этой целью предварительно фотографируют серую шкалу или объект с участками серого цвета.
Если при съемке без светофильтра, например, на пленке ЛН при свете обычных бытовых ламп накаливания появился красный оттенок, то последующие несколько пробных съемок осуществляются с кооррекционными светофильтрами, дополнительными к цвету оттенка,— голубыми с усиливающей плотностью 10, 20, 40% или 20, 40, 60%. При появлении синего оттенка делается серия снимков с желтыми светофильтрами с такими же плотностями, при голубом оттенке — с сочетанием желтого и пурпурного светофильтров и т. п.
По результатам съемки определяют ту или иную плотность светофильтра или их сочетания. Сочетания таких пурпурных и голубых светофильтров, как 000510, 001020, 002040 и 004080, соответственно близки к светофильтрам В 1 ,5, ВЗ, В6 и В12, а желтых и пурпурных: 100500, 201000, 402000 и 804000 — к светофильтрам R1,5; R3; R6 и R12.
Коррекция излучения искусственных источников света возможна и при использовании специальных осветительных цветовых светофильтров, устанавливаемых непосредственно на источнике света. При съемке на пленке ДС, например, устанавливается голубой светофильтр.
Если на окнах, через которые в помещение проникает свет, укрепить пленочные светофильтры желтого цвета соответствующего размера, то при съемке на пленке ЛН цветовая температура дневного света может быть уравнена с цветовой температурой ламп накаливания.
С помощью осветительных светофильтров можно создавать цветное освещение на отдельных участках объекта, фона, получать различные цветовые эффекты: усиливать одни цвета, ослаблять и приглушать другие. Цветное платье, например, при освещении светом того же цвета становится полноцветнее , ярче, чем при белом освещении, а при дополнительном по цвету — блекнет. С помощью цветных светофильтров можно создавать цветное освещение, имитирующее свет от костра, камина, пожара, эффект освещения лампой с зеленым абажуром и т. п.
Цветное освещение с успехом можно использовать при портретных съемках. Желтый светофильтр на встречном (контровом ) источнике света превращает светлые волосы в золотистые, а голубой фильтр на источнике света, подсвечивающем глаза, усиливает их голубизну.
Если излучение источника света, направленного на нейтрально-серый или белый фон, пропустить через цветной осветительный светофильтр то фон приобретает цвет этого светофильтра. Преимущество осветительных светофильтров в том, что они не ухудшают резкость изображения. Но от них требуются термостойкость и достаточно большие размеры. Изготовляются осветительные светофильтры из окрашенного целлофана, цветных стекол и др. На цветном обращенном изображении (цветном диапозитиве) нередко возникают цветовые оттенки, которые могут быть в большей или меньшей степени ослаблены или даже устранены. Это достигается наложением на цветной диапозитив светофильтра, по цвету дополнительного к цвету оттенка. Для удаления синеватого оттенка диапозитива, например, следует наложить светло-желтоватый светофильтр, а для удаления желтоватого оттенка — светло-синий. В результате последовательного совмещения с диапозитивом светофильтров разного цвета и плотности и рассматривания на просвет против белой поверхности (рассматривание против неба дает некоторое изменение цветов и затрудняет правильный подбор светофильтров) совмещенного со светофильтром диапозитива останавливаются на светофильтре, при котором оттенок исчезает или ослабляется. Диапозитив при этом оказывается несколько менее прозрачным.
Для предотвращения цветных оттенков на диапозитиве можно использовать стеклянные, желатиновые, ацетил-целлюлозные светофильтры, а также коррекционные слабых плотностей (0,5; 10; 20%) и диапозитивные пластинки из тонкого стекла, предварительно отфиксированные и окрашенные в специальных растворах.
|