загрузка...

 

загрузка...
Фильтры фотографий     |     Красные светофильтры

Цветные светофильтры для черно-белой фотографии

Комплект цветных светофильтров, достаточно полный или ограниченный несколькими наиболее применяемыми, является необходимой принадлежностью фотографического снаряжения фотографа.

Специально для фотосъемки наша промышленность выпускает достаточно полный комплект светофильтров из окрашенного в массе стекла. На оправе светофильтров выгравированы начальные буквы, обозначающие марку применяемого стекла, и цифры, указывающие на кратность светофильтра. Например, Ж-1,4х (прежнее обозначение ЖС-12)—желтый филь тр с кр атностью 1,4х; ЖС-2Х (прежнее обозначение ЖЗС=9) — фильтр желто-зеленый двукратный и т. д.

Наиболее часто применяются в фотографической практике желтые, желто-зеленые, оранжевые и красные светофильтры, реже — голубые. Необходимость в светофильтрах возникла после того, как фотографическая эмульсия была сенсибилизирована к желтым лучам. Но чувствительность к этим лучам у нового ортохроматического материала была ниже чувствительности эмульсии. Желтые светофильтры оказались средством, позволившим повысить эффективность желточувствительности эмульсии.

Долгое время, до появления панхроматического негативного материала, желтые светофильтры были единственными в фотографической практике. Основная цель применения этих светофильтров — приглушить, ослабить высокую чувствительность эмульсии к сине-фиолетовой части спектра и тем самым компенсировать недостаточную чувствительность к желтым лучам.

Желтые светофильтры не потеряли своего значения и после появления таких высокочувствительных материалов, как панхроматические и изопанхроматические. В настоящее время желтые светофильтры широко применяются при съемке пейзажей — летних, осенних, зимних, морских, горных, архитектурных сооружений, сюжетов, в которых значительную часть кадра занимает небо.

Желтый светофильтр способствует лучшей проработке неба. Его можно назвать светофильтром правильной передачи неба. Голубое (синее) небо и белые облака на нем вызывают почти одинаковое почернение на негативе и в изображении, если съемка происходила без желтого светофильтра. Облака в лучшем случае едва выделяются на фоне неба и слабо заметны даже при печати на контрастной бумаге. Монотонный, непривычный вид неба, а оно как наиболее светлая часть кадра прежде всего привлекает внимание и вызывает определенное настроение, разрушает тональную композицию снимка и настолько ухудшает изображение в целом, что оно не производит эмоционального воздействия на зрителя.

При выборе светофильтра для натурных съемок с небом в кадре необходимо принимать во внимание цвет неба, который изменяется в довольно широких пределах. На участках, удаленных от солнца, цвет неба насыщенно синий, особенно в летнее время при хорошей погоде. Весной и осенью цвет неба чаще голубой, насыщенность воздуха водяными парами приводит к разбеливанию голубого цвета неба и переходу через промежуточные оттенки в светлосерый и серый. По мере того как цвет неба все более разбеливается , контраст между ним и облаками уменьшается, а между небом и землей, особенно в пасмурную погоду, увеличивается. Яркость неба начинает превосходить яркость земли в 10 раз и больше.

Цвет неба является решающим при выборе плотности желтого светофильтра: чем синее небо, тем менее плотный светофильтр следует применять, чем белесоватее — тем более плотный. При молочно-белом и сером небе светофильтры теряют свое избирательное действие и никак не влияют на передачу цвета неба. Не существует цветного фильтра, с помощью которого можно было бы приглушить яркость серого неба и избежать в изображении передачи его светлым, белым.

Если светло-желтый светофильтр ЖС-12 настолько приглушает яркость синего неба, что в изображении оно передается почти в правильной тональности, то для такой же передачи бледно-голубого неба понадобится более плотный светофильтр ЖС-17 (ЖС-12 лишь слегка притемнит бледно-голубое небо). В обоих случаях на фоне притемненного неба отчетливее выделяются облака.

Тональность неба, полученная со светофильтрами ЖС-12, ЖС-17 и ЖЗС-5, близка к зрительно наблюдаемой . Близким к естественному оказывается и соотношение тональностей неба и облаков.

Съемка с более плотным светофильтром вызовет сильную коррекцию неба, и в изображении оно будет выглядеть более темным, чем в действительности. На фоне такого неба особенно выделяются облака. Неестественная темнота неба так же неприемлема, как и лишенная деталей его белизна.

Весной и осенью предпочтение отдается желтому фильтру средней плотности ЖС-17, реже более плотному — ЖС-18, летом применяется более светлый — ЖС-12, реже — ЖС-17.

Многообразие оттенков характерно для растительной зелени: трав и различных пород деревьев — от светлой листвы березы до темной зелени хвои. Цвет листвы изменяется и с временами года: яркая и нежная весной, она темнеет к концу лета, а осенью — желтеет и краснеет. Желтый фильтр средней плотности несколько улучшает проработку зелени и способствует, хотя и незначительно, ее осветлению (зелень обладает малым коэффициентом отражения, особенно хвоя). Но осенью для пожелтевшей листвы необходим слабый желтый светофильтр.

Изменчивы по своей окраске — от ярко-синей до серо-зеленой и свинцово-серой — водные поверхности, нередко занимающие большую часть кадра.

Цвет поверхности моря, озера, и прежде всего ее синева, вызывается главным образом светом неба. К тому же молекулы воды, как и воздуха, рассеивают синие лучи. В неглубоких бассейнах на цвет воды влияет цвет дна, песка, водорослей, находящихся в воде во взвешенном состоянии. Неоправданно черная вода на некоторых снимках является результатом съемки с плотным желтым светофильтром или отражения в воде темных и теневых участков водного окружения. В последнем случае следует поискать точку, при съемке с которой в воде отразятся более светлые и освещенные солнцем предметы.

При съемке морских видов, пейзажей с большими водными поверхностями необходимо учитывать соотношение яркостей неба и водной поверхности. Если небо над морем облачное, применяют светло-желтый или средней плотности фильтр. Средней плотности желтый фильтр необходим и для усиления незначительной разницы между небом и водной поверхностью. Более плотный желтый фильтр сильно затемняет воду, что не отвечает зрительному наблюдению. К темно-желтому светофильтру прибегают в случаях возникновения опасности передачи одним тоном неба и водной поверхности. Если цвет неба и водной поверхности белесоватый, применение цветного светофильтра бесполезно.

Не обходится без светофильтра съемка и в зимнее время. Снег обладает настолько сильной отражательной способностью, что даже в теневых местах ощущается отраженный свет неба, они не темные, а синеватые или голубые. Снежная поверхность — это не однообразная, скучная равнина, лишенная оттенков, отдельных деталей, переходов освещения, как может показаться с первого взгляда. Малозаметные неровности, склоны, косогоры, голубые тени от деревьев и кустарников, ограды, следы на снегу нарушают однообразие поверхности, оживляют ее, особенно при боковом и контражурном свете. Но если пренебречь светофильтрами, то полутона и тени на снегу исчезают, теряется структура, фактура снега. Света и голубые тени вызывают на негативе одинаковое почернение, и на изображении возникает монотонная белая равнина, над которой повисает такое же белое однотонное небо.

Сохранить в изображении тени, полутона, вызвать контраст не только между светами и тенями на снежной поверхности, но и между нею и небом можно с помощью желтого светофильтра. Светофильтр приглушает яркость теней и неба. По сравнению с небом снег передается более светлым, контраст между ними усиливается.

Плотность применяемого в зимнее время светофильтра зависит от цвета неба. Если небо безоблачное, синее, то и тени на снегу синеватые. В этом случае для избежания грубой передачи теней, неестественной черноты теней и неба достаточно воспользоваться светло-желтым светофильтром. При появлении на заметно белесоватом небе облаков тени белеют, поэтому для усиления контраста светотени и правильной передачи слабого зимнего неба необходим более плотный желтый светофильтр. Применение желтого светофильтра вполне оправданно и при съемке таких объектов, как обледенелые телефонные и телеграфные провода, заиндевелые деревья (они отчетливее выделяются на притемненном небе), обширные снежные поля в горах, ледники, удаленные снежные вершины (для лучшей передачи фактуры снега и льда), архитектурные сооружения (для раздельной тональной передачи белых зданий и неба).

Желтый фильтр снижает также действие воздушной дымки, которая и в ясный день просматривается в пейзаже с далью. Если не поставлена задача получить в изображении удаленные планы четкими , для чего необходимо предельно снизить действие дымки, то ее следует сохранить как одно из средств выражения пространственности и глубины объекта. Однако на снимке удаленные планы не должны быть покрыты, как покрывалом, плотной вуалью, вызванной дымкой, за которой теряется контраст, с трудом различаются детали. С другой стороны, воздушную вуаль нельзя сильно ослаблять, так как удаленные планы сравняются по топу и четкости с первыми планами, как бы приблизятся к ним. В этом случае изображение станет плоским, потеряется ощущение дали . Поэтому при съемке надо принимать во внимание не только тональную передачу цветных объектов, неба, но и правильно оценивать плотность и цвет дымки.

Действие сипе-фиолетовой воздушной дымки заметно снижает светло-желтый светофильтр ЖС-12. Если дымка Светло-голубая, то для приближения ее действия к зрительно наблюдаемому необходим плотный желтый светофильтр. Чем удаленнее задние планы, тем сильнее ощущается действие дымки, тем более плотный светофильтр в состоянии снизить ее действие. А если дымка сильно разбелена , в белесоватых тонах с желто-бурым оттенком, пылевая или дымовая, то действие светофильтра сильно ослабевает или вообще прекращается.

Хорошие результаты со светофильтром дает и портретная съемка на натуре. Светлый или более плотный светофильтр способствует ослаблению или даже исчезновению на лице веснушек, красноватых прожилок, пятен, красноты на носу и других дефектов кожи. Более светлыми передаются светлые белокурые, русые волосы, светлеет и кожа лица, а синие и голубые глаза темнеют, но возникает опасность тонального совпадения губ, которые выглядят обескровленными, и кожи лица. Для избежания этого губы следует слегка подкрасить коричневым гримировальным карандашом (помада, даже темно-красная, не притемнит губ).

Наблюдаемый при съемке со светофильтром более сильный контраст светотени настолько нежелателен при портретной съемке, что даже ставит под сомнение целесообразность его применения.

Желтые светофильтры выпускаются разных плотностей, но чаще всего трех: светлый, средний и плотный. Наша промышленность выпускает светло-желтый ЖС-1,4Х (марка стекла ЖС-12) и желтый ЖС-2Х (марка стекла ЖС-17).

Фирма Орво выпускает желтые светофильтры, начиная с нулевого и до № 5.

Очень светлый желтый светофильтр (моментальный), если и применяется, то скорее для защиты от ультрафиолетового излучения, а также для предохранения объектива от пыли, брызг воды и т. п. Воздействие этого светофильтра на современный негативный материал почти не ощутимо.

Желто-зглгные светофильтры в большей степени, нежели желтые, приближают спектральную чувствительность пленки к чувствительности глаза, способствуя тем самым тонально правильной цветопередаче (особенно светофильтр Ж3-2Х). Действие желто-зеленых светофильтров сходно, с одной стороны, с действием желтых, которые ослабляют коротковолновую часть спектра — ультрафиолетовые, фиолетовые и синие лучи, а с другой стороны,— с действием зеленоватых светофильтров, так как до некоторой степени они ослабляют действие оранжевых и красных лучей. Желтый, желто-зеленый и зеленый цвета почти не ослабляются. Благодаря такому избирательному действию несколько осветляется зелень и зеленые цвета, к которым панхроматическая пленка наименее чувствительна, а красные цвета на панхроматической пленке не получаются излишне светлыми. Увеличение контраста между зеленым и красным цветами особенно необходимо при их смежном расположении. Желто-зеленый светофильтр наиболее подходит для лучшей передачи зелени и зеленых массивов, для подчеркивания различных оттенков зелени при ландшафтных съемках. Передача неба, облаков, воды не отличается от передачи с желтым фильтром.

При портретной съемке с желто-зеленым светофильтром несколько снижается яркость лица. Оно не передается таким светлым, бледным, как с желтым светофильтром. Особенно хорошо желто-зеленый светофильтр подчеркивает загорелую кожу, различие в оттенках лица, выделяет губы, темнит голубые глаза, делает более заметными веснушки.

Желто-зеленый светофильтр выпускается двух плотностей: светлый Ж3-1,4Х (марка стекла ЖЗС-5) и средний Ж3-2Х (марка стекла ЖЗС-9).

Зеленый светофильтр оказывает более сильное действие, чем желто-зеленый, на ослабление синих, оранжевых и красных лучей. В меньшей степени влияет на желтые и зеленые лучи, т. е. зеленый светофильтр ослабляет в разной степени весь видимый спектр. Поэтому кратность зеленого светофильтра для панхроматической пленки при дневном свете и свете ламп накаливания сравнительно велика (Зх —5х).

Применяют зеленый светофильтр при съемках пейзажей, в которых преобладает зелень разных оттенков, что способствует их раздельному тональному изображению. Листья деревьев, луговая трава передаются довольно светлыми . В летнее время, когда зелень становится темной, больше подходит зеленый светофильтр, для светлой весенней листвы — желто-зеленый, а для осенней — желтый. Зеленый светофильтр уменьшает и яркость неба, особенно при восходе и заходе солнца.

Учитывая способность зеленого светофильтра передавать зелень, лица людей серыми и темно-серыми, его применяют для получения вялых ночных сцен, сумеречного освещения, поскольку такая передача естественна для этого времени.

При портретной съемке с зеленым светофильтром красный цвет кожи заметно притемняется, усиливается действие веснушек, пятен, более темными передаются губы.

Оранжевый светофильтр относится к контрастным фильтрам. Желто-оранжевый отличается от плотного желтого светофильтра несколько более сильным действием, а оранжевый приближается по своему действию к красному. В противоположность зеленому, оранжевый светофильтр сильно затемняет зеленый и осветляет красный, желтый и оранжевый цвета. Более темным, чем с плотным желтым светофильтром, передается ясное синее небо и более резко на нем выделяются тонкослойные, перистые облака, белые здания, снежная натура. Более темными, чем в натуре, почти черными передаются теневые части объекта, а при безоблачном небе проработка деталей в них едва намечается и даже исчезает.

Оранжевый светофильтр способствует лучшей передаче дали , в ней начинают различаться детали, но одновременно ухудшается воздушная перспектива. По этой причине оранжевый светофильтр требует осторожного применения.

Более сильное действие по сравнению с желтым светофильтром оранжевый светофильтр оказывает и при портретной съемке: красные тона передаются очень светлыми , даже плохо различимыми, на лице исчезают веснушки, прожилки, пятна. Очень темными передаются глаза. Более светлыми выходят и лица с темной кожей.

Промышленность выпускает оранжевый светофильтр 0-2,8х (марка стекла ОС-12).

Реклама