загрузка...

 

загрузка...
Телевизоры     |     Применение телевидения под водой

50 лет электронного телевещания в СССР

Немногие радиозрители знают, какая кропотливая подготовительная работа проводится в студии телевидения, прежде чем начинается передача программы в эфир. В студии многое выглядит необычно, Здесь все подчинено особенностям фотоэлемента. Все оттенки красного, желтого, голубого и некоторых других цветов на экране получаются светлыми. Нередко даже черный костюм фотоэлемент превращает в светлый. Цвет губ — темнее цвета кожи, а при передаче без соответствующего грима губы получаются светлыми.

Поэтому у выступающих в студии телевидения лица покрыты светлым гримом, а губы — зеленой краской. В студии набеленные лица артистов с зелеными губами и сильно подведенными черными глазами производят неприятное впечатление, но зато радиозрители видят нормальные лица.

Так писал в 1937 г. наш журнал о подготовке первых телепередач в московской студии телевидения. А в сентябре 1938 г. начал регулярную работу Московский телецентр на Шаболовке.

Неизмеримо далеко вперед ушла за полстолетия техника, но, как всегда в юбилейные дни, хочется вспомнить самое начало, вернуться в далекое прошлое.

Наш корреспондент беседует с двумя главными инженерами Московского телецентра: Александром Дмитриевичем Фортушенко, который занимал эту должность полвека назад, и Анатолием Владимировичем Соколовым, который занимает ее сейчас.

Корр. Александр Дмитриевич; Ваша судьба необычна и интересна. Севастопольский рабочий парнишка, затем студент Московского института народного хозяйства, инженерно-исследовательская деятельность, директор института связи, заместитель наркома связи, необоснованный арест и осуждение, а затем вновь огромная организаторская и научная работа на посту директора Научно-исследовательского института радио Министерства, связи СССР. Вы один из пионеров советского электронного телевидения. Вернитесь на минутку в те далекие годы, как это было?

А. Ф. Когда в сентябре 1922 г. я приехал из Севастополя в Москву учиться, о радио даже не слыхал. И когда мне в институте народного хозяйства предложили учиться на электрофакультете по этой специальности, я искренне удивился: А что это такое? Но согласился. Надо сказать, что мне повезло. В то время в институте преподавали профессора М. В. Шулейкин и П. В. Шмаков — выдающиеся ученые в области радиотехники, поэтому неудивительно, что я быстро стал радиолюбителем и даже с третьего курса начал работать в этой области радио, а учился по совместительству. В 1929 г., уже после защиты диплома, когда Всесоюзный электротехнический институт переехал в новое здание, дирекция решила образовать отдел связи, и мне предложили его возглавить. Там велись исследования в различных направлениях, в том числе две группы занимались проблемами телевидения. В лаборатории профессора Шмакова группа инженеров во главе с В. И. Архангельским разрабатывала принципы механического телевидения. Отсюда в 1931 г. была проведена первая экспериментальная передача. Изображение — крошечное, но все равно происшедшее казалось чудом.

Меня же лично больше интересовало электронное телевидение, вопросами которого занимался мой ровесник — Семен Сидорович Катаев. Из-за него в 1932 г. я даже поссорился с директором института, который зажимал это направление. В результате от руководства отделом меня освободили, я перешел в лабораторию-Катаева и занялся разработкой приемного устройства с электронной трубкой. С этого времени судьба моя тесно была связана с телевидением. На ту же тему защитил диссертацию.

На дворе стоял 1937 г. В Москве и Ленинграде планировалось строительство телевизионных центров. Причем Московский телецентр на Шаболовке предполагалось оборудовать американской аппаратурой, а Ленинградский — отечественной. Меня все это, конечно, безумно интересовало, и я поехал на Шаболовку посмотреть, на будущий телецентр. В результате этого визита оказался первым главным инженером Московского телевизионного центра (МТЦ).

Реклама