загрузка...

 

загрузка...
Основы телевидения     |     Телевидение повышенного качества

Цифровая магнитная видеозапись

Цифровая видеозапись, в отличие от аналоговой , обеспечивает достоверность сигнала при многократных циклах запись — воспроизведение, необходимых в современном телевизионном производстве. Решающую роль при создании цифровых видеомагнитофонов (ЦВМ) играет проблема расхода ленты. Если ЦВМ должен записывать 216 Мбит/с, используя за секунду такую же эквивалентную площадь ленты, как и аналоговый магнитофон — примерно 55 см 2 то плотность записи должна составить около 4 Мбит/см2 . Это в 200 раз выше плотности записи на современном магнитном накопителе для ЭВМ. Тем не менее возможно обеспечить такую плотность записи, если реализовать линейную запись 2 бит/мкм на дорожке шириной 30—50 мкм. Однако чем плотнее запись, тем вероятнее ошибки, поэтому большое значение имеет выбор кода записи и методов защиты от ошибок. Особенность ЦВМ, имеющих дело с изображениями, несколько облегчает защиту от ошибок за счет их маскировки, вместо коррекции. Метод маскировки ошибок заключается в том, что элемент изображения с ошибкой воспроизводится по оценке значений соседних элементов, в которых ошибки не обнаружены.

Создано несколько экспериментальных конструкций ЦВМ, удовлетворительно работающих в стандарте 4: 2 : 2.

Требования к системе телевидения высокого разрешения

Стремление сбалансированно удовлетворить требования к. пространственным и временным характеристикам зрительной системы человека в перспективных телевизионных системах привело к проведению исследований в области разработки широкоэкранных систем телевидения высокого разрешения (ТВР). Главная причина увеличения разрешения телевизионного изображения состоит в том, чтобы обеспечить возможность его воспроизведения на экране увеличенного размера, занимающего большее поле зрения наблюдателей. В современных телевизионных системах оптимальное расстояние наблюдения изображения составляет примерно lh (h — высота изображения (см. п. 2.2)). Оценка минимального расстояния наблюдения движущегося изображения, проведенная рядом исследователей, показала, что при просмотре кинофильмов, мультипликации* спортивных программ и других быстро движущихся изображений целесообразно применять телевизионные системы с расстоянием наблюдения Ah, a при передаче менее подвижных изображений — Зй. Увеличение поля зрения за счет сокращения расстояния наблюдения увеличивает психологическое воздействие изображения на зрителя, создает эффект присутствия, которые нельзя получить в обычных телевизионных системах. Исследования показали, что психологический эффект присутствия наступает при горизонтальном угле зрения от 20 до 30° и при сравнительно большой площади экрана. Большой угол обзора требует широкоэкранного изображения близкого к стандарту широкоэкранного кино. Известно, что изображение малого размера субъективно воспринимается как более широкое. Поскольку размеры телевизионного изображения ограничиваются жилым помещением, то вряд ли целесообразно горизонтальные размеры экрана увеличивать свыше 1,5 м. В этих условиях наиболее приемлемым признается формат 5: 3, хотя при больших размерах экрана наиболее подходящим был бы формат 2:1. Формат 5: 3, являясь промежуточным между форматами обычного кино (4,1 : 3) и широкоэкранного (5,5 : 3), хорошо с ними согласуется, что обеспечивает эффективное использование площади телевизионного экрана как при передаче обычных, так и широкоэкранных кинофильмов. Наблюдение изображения с расстояния (ЗЧ-4)й потребует примерно двухкратного увеличения числа строк разложения, что, в свою очередь, обеспечит качество изображения не хуже, чем на 35-миллиметровом диапозитиве и лучше, чем на 35-миллиметровом кинокадре. Это даст возможность применить ТВР не только для телевизионного вещания, но и для решения ряда технических задач, в частности, оперативного производства и демонстрации кинофильмов. Увеличение числа строк разложения изображения с сохранением чересстрочной развертки при существующей ныне частоте кадров приведет к учетверению полосы пропускания телевизионного канала, еще на 25 % увеличится полоса за счет применения более широкого формата изображения, таким образом, полоса частот телевизионного сигнала составит свыше 32 МГц.

Для сбалансированного удовлетворения требованиям зрительной системы увеличение пространственного разрешения должно сопровождаться улучшением разрешения по движению при передаче подвижных объектов и ослаблением мерцаний больших площадей, которые имеют место при частоте полей 50 и в меньшей мере 60 Гц. Обсуждается целесообразность повышения частоты смены кадров в системе ТВР до 40—45 Гц и соответственно частоты смены полей до 80— 90 Гц, что приведет к дополнительному расширению полосы частот исходного телевизионного сигнала примерно до 50 МГц.

Система ТВР при прямой демонстрации может не оправдать затраты на ее создание и эксплуатацию, а непосредственная совместимость ее с существующими системами невозможна. Поэтому одна из проблем, связанных с внедрением ТВР — возможность ее сопряжения с 525-и 625-строчными стандартами.

Реклама