|    
                  загрузка...
                Радиокружок     |     Воспитательная работа в кружке радиоэлектроники Состав кружка.В организации работы кружка немалое значение имеет его состав. Первые годы своего существования кружок радиоэлектроники нашего пионерского лагеря комплектовался ребятами старшего возраста. Однако по мере совершенствования материальной базы в кружок стали принимать ребят всех возрастов, включая учеников 2—3-х классов. Для самых младших мы всегда находили работу полегче , в частности, не связанную непосредственно с электроникой — например, выпиливание и выжигание. При этом младшие кружковцы чувствуют себя причастными к сложной работе старших. Под руководством преподавателя и с помощью старших ребят (авторитет их, как известно, для малышей непререкаем) они постепенно учатся владеть инструментом, приборами, приобретают элементарные теоретические знания. Позже ребята овладевают приемами изготовления простейших, а затем и все более сложных моделей. Обучая детей элементарным теоретическим основам и навыкам конструирования, руководитель кружка должен дойти до каждого кружковца, уделить ему достаточное внимание и время. А это далеко не просто, если учесть, что на занятия в большом пионерском лагере одновременно приходит до 50 ребят, а всего за смену кружок посещает почти 100 человек (именно так было в пионерлагере Исса-ры ). В такой обстановке необходимо, чтобы на каждом занятии кружка, наряду с младшими, присутствовали несколько более знающих и опытных ребят старшего возраста, которые вместе с руководителем могли бы принять участие в обучении новичков. В кружке радиоэлектроники пионерлагеря Иссары это стало законом. Как уже сказано, влияние кружковцев друг на друга часто оказывается сильнее, чем воспитательное воздействие самого руководителя кружка. Если в кружке есть ребята, имеющие уже определенный опыт и знания, младшие кружковцы, наблюдая за работой своих старших товарищей, видя их увлеченность техникой и трудолюбие, сами стремятся быть похожими на них. В свою очередь, и самих старших ребят, видящих такое отношение к себе со стороны младших, присутствие малышей заставляет относиться к своей работе е большей ответственностью. Не менее важным, чем взаимоотношения старших и младших кружковцев, является вопрос о совместной работе в кружке радиоэлектроники мальчиков и девочек. В настоящее время в отечественной-радиотехнической промышленности занято много женщин. Кроме того, работницам нерадиотехнических и даже вовсе нетехнических профессий неминуемо приходится иметь дело с радиоэлектронным оборудованием самого различного назначения. В частности, в современной медицине не обойтись без электроники. Можно смело утверждать: девочки не менее способны к технике, чем мальчики, просто техническое чутье, подкрепляемое каким-либо практическим увлечением, пробуждается у мальчиков раньше. Поэтому в пионерлагере Иссары всячески поощряются занятия девочек радиоэлектроникой. Некоторые из них проявили недюжинные способности и за участие во всесоюзных выставках награждены медалями ВДНХ и лауреатов НТТМ. В начале каждой лагерной смены, на вечерах знакомства ребят с персоналом лагеря, мы рассказываем о кружке радиоэлектроники, приглашаем всех желающих записываться в него. Приводя примеры образцовых работ прошлых лет, руководитель кружка никогда не упускает случая похвалить конструкцию, собранную руками девочек. Девочек, работающих в кружке радиоэлектроники, следует окружать особым вниманием, оказывать им помощь в работах, требующих значительных физических усилий. В то же время ни в коем случае нельзя допускать со стороны мальчиков-кружковцев иронические замечания в их адрес- или высокомерно-снисходительное отношение. При внимательном и тактичном отношении к себе девочки, как правило, быстро приобретают определенный опыт и навыки в изготовлении радиоэлектронных устройств, чувствуют себя с каждым занятием все увереннее и своим усидчивым и аккуратным трудом заслуживают уважение ребят. Наблюдения показывают, что почти две трети детей, записывающихся в кружок радиоэлектроники, в начале лагерного лета — новички и начинают занятия с азов. Но, разумеется, ориентироваться при подготовке к занятиям только на начинающих было бы грубейшей ошибкой. Для более подготовленных ребят в кружке должна быть запасена соответствующая литература. В первую очередь, это подшивки журналов Радио, Моделист-конструктор и Юный техник. Очень полезна библиотечка В помощь радиолюбителю Издательства ДОСААФ, а также брошюры В. Г. Борисова Практикум начинающего радиолюбителя и Б. С. Иванова В помощь радиокружку. Каждый руководитель, безусловно, дополнит этот список в соответствии со своим вкусом и возможностями. В последние годы руководителям приходится считаться с появлением в кружке радиоэлектроники отдельных самородков из учеников шестых — седьмых классов, самостоятельно освоивших микроэлектронную технику. Некоторые из них настолько преуспевают в знании микросхем, что иногда своими вопросами ставят в тупик руководителя кружка. Эти ребята назубок помнят параметры микросхем самых различных серий и зачастую имеют незаурядный опыт конструирования. Таких кружковцев необходимо с первого дня занятий заинтриговать по-настоящему интересной нелегкой работой и в дальнейшем стараться воспитать из них верных квалифицированных помощников. 
 Рис. 1.5. Конструктор для изучения микросхем и логических основ построения ЭВМ Целесообразно направить творческие наклонности таких ребят на разработку новых технических сре дств дл я изучения микросхем, их свойств и областей применения. В кружке пионерлагеря Иссары семиклассники Сережа Агеев, Рома Кузнецов и Максим Лукьянов разработали и собрали конструктор для изучения логических основ ЭВМ (рис. 1.5) В конструкторе смонтированы микросхема К155ЛАЗ, состоящая из четырех элементов 2И-НЕ (центральная пла та) несколько резисторов и конденсаторов различных но миналов, два светодиода и три кнопки. Соединяя различ ные элементы конструктора проводниками с вилками, можно собрать не только устройства, поясняющие функциониро вание логических элементов И , НЕ-И и других, но и мультивибраторы, одновибратор , триггеры. Кроме того, конструктор позволяет провести несколько занимательных игр. После освоения программы экспериментов о конструктором в кружке предусматривается изготовление ряда занимательных устройств на микросхемах. Среди них простейшие светокоммутаторы для праздничной иллюминации, звукосигнализаторы (например, для охранной сигнализации), варианты воющих сирен, различные реле времени и др. Силами тех же ребят в кружке создан кибернетический конструктор, позволяющий собирать из микросхем основные узлы ЭВМ: схемы дешифраторов, схемы с памятью, счетчики, скользящий регистр, частотные модуляторы, элемент памяти JK, счетчик с этим элементом памяти и ряд других схем и устройств. Несколько слов о регламенте занятий кружка радиоэлектроники. Длительность одного занятия следует установить такой, чтобы у кружковцев на всем его протяжении не ослабевал интерес к работе и чтобы они не слишком уставали. Это максимум 2...2,5 часа. Кроме того, надо иметь в виду, что часть времени (10...15 мин) уходит на подготовку рабочего места, подбор инструментов, материалов и деталей. Еще 10...15 мин потребуется на уборку рабочего места после работы, приведение в порядок материалов, инструментов, деталей и изготавливаемых конструкций (уборка помещения кружка производится дежурными после ухода остальных кружковцев). Улучшая организацию труда ребят и укрепляя дисциплину, можно сократить затраты времени на различного рода непроизводительные операции до минимума. Руководитель кружка должен уделять постоянное внимание теоретической подготовке кружковцев. Изучение современной техники невозможно без большого труда и умственного напряжения. Об этой простой истине часто забывают, считая, что занятия в кружке — нечто вроде отдыха от настоящих занятий, этакий полезный досуг, в часы которого школьник занимается техническим творчеством и изобретательством. Однако творчество и изобретательство в любой области человеческой деятельности основано на широких и глубоких знаниях, на большом опыте практической работы. Поэтому нельзя говорить о каком-либо техническом творчестве ребят в кружках, не дающих серьезной теоретической подготовки. В лучшем случае это будет всего лишь добросовестное механическое исполнение указаний руководителя или воспроизведение уже кем-то собранных конструкций. Технический кружок — это не забава, не игра в технику, а первая школа, в которой коллектив увлеченных ребят всерьез стремится к приобретению знаний и навыков в полюбившейся области науки и техники. Не случайно работа в кружке радиоэлектроники часто заражает детей на всю жизнь неистощимым желанием творческой работы, предопределяя их будущую профессиональную судьбу. 
                  
                    
                  
                 |