загрузка...

 

загрузка...
Радиофизика    

На север за тайнами

Едва мы выгрузились из ИЛ-14, который доставил нас на Диксон, как аэродром заволокло туманом, наплывшим с Ледовитого океана. Подул пронизывающий холодный ветер, начались «шалости» Арктики. По дороге от аэродрома к гостинице, сквозь туман, тщетно пытаюсь узнать знакомые дома и улицы. Вспоминаю свой первый визит в поселок Диксон в 1962 году, откуда стартовала экспедиция на Землю Франца-Иосифа с SSB-передвижкой. Тогда была зима. А сейчас в разгаре лето, да и облик поселка изменился. Выстроено много новых домов.

Наша экспедиция имеет превосходное снаряжение, разработанное на специализированных предприятиях. У нас есть многодневный запас лучших сублимированных продуктов питания. Разбившись на три группы, нам предстоит тщательно исследовать полуостров Таймыр и прилегающие к нему острова, произвести поиск следов экспедиций, тайны гибели которых Арктика хранит до сих пор.

Кто же они были, эти погибшие в Арктике полярные исследователи? Э. Толль — русский геолог. Возглавляемая им экспедиция исследовала Западный Таймыр, острова Котельный, Новую Сибирь, Беннетта. Сам Толль с несколькими спутниками погибает в 1902 году в районе Новосибирских островов. В ту пору не было радио, и он не смог своевременно сообщить о трагических условиях, в которые они попали.

Экспедиция ученого и революционера В. Русанова на судне «Геркулес», закончив работы по исследованию Шпицбергена, в 1913 году направилась на восток. Что было дальше, никто не знает. На одном из островов у северо-западного побережья Таймыра в 1934 году были найдены вещи и документы двух матросов «Геркулеса», на другом острове — столб с надписью: «Геркулес 1913 г.»

В 1919 году судно «Мод» экспедиции норвежского путешественника Амундсена вынуждено было зазимовать у мыса Челюскина. Амундсен послал двух гонцов — П. Тессема и П. Кнудсона с почтой на Диксон. Судно благополучно выдержало зимовку, а его двух гонцов постигла трагическая судьба. По просьбе норвежского правительства советская спасательная экспедиция совершает невероятно трудное путешествие к мысу Вильда. Там она нашла письмо Тессема и Кнудсона, из которого следовало, что норвежцы отправились на собачьих упряжках к Диксону. Тессем погиб в четырех километрах от Диксона. Судьба Кнудсона точно неизвестна.

Все эти трагедии разыгрывались в районе Таймыра. Мы надеялись, что летом, когда полуостров скидывает снежный покров, найдем следы этих погибших экспедиций.

Некоторые участники похода хорошо знакомы с Севером. Это Д. Шпаро — начальник экспедиции и руководитель островной группы, Ю. Хмелевский — руководитель восточной группы, В. Леденев — руководитель центральной группы, Ф. Склокин. Другие — за Полярным кругом впервые.

Побывав в Диксоновском порту, я убедился, что нигде не видел такого количества антенн, установленных на столь небольшой площади. Мы предполагали базовую радиостанцию устроить как раз в Диксоне у A. Малыгин (UV0AB), и вопрос помех нас серьезно беспокоил. Поэтому на следующий день были проведены испытания. На краю обрывистого берега, недалеко от гостиницы, где разместились все четырнадцать участников экспедиции, установили антенну и подключили одну из четырех имеющихся у нас радиостанций «Ледова я-1». Картина оказалась неутешительной. На всех трех диапазонах — 20, 40 и 80-метров стоял невероятный шум и треск. К тому же видневшийся на горизонте локатор, когда его антенна поворачивалась в нашу сторону, давал дополнительную помеху.

Еще хуже обстояли дела с приемом у Саши Малыгина. Пришлось срочно заняться выбором резервных корреспондентов, которые могли бы с нами связываться, когда нас не слышит А. Малыгин. Таковые были вскоре определены: UK0BAC — клубная радиостанция аэропорта, где мы установили одну из наших радиостанций, и- UK0BAD — клубная радиостанция радиометеоцентра. Кроме того, мы зашли к заместителю начальника РМЦ Л. Торгонскому и заручились у него обещанием в случае необходимости держать с нами связь одной из свободных радиостанций и что необходимая информация с маршрута, принятая Сашей Малыгиным, будет передаваться через РМЦ адресатам. Следить за нашими сигналами в эфире должна была и еще одна радиостанция, находившаяся в Норильске, — UK0BAA. Супруги Мусиенко, когда мы были в Норильске, взяли у меня информацию о расписании нашей работы в эфире и обещали поддерживать с экспедицией регулярные связи через UK0BAA.

С первого же дня пребывания на Диксоне удалось наладить трафики с радиостанцией Центрального радиоклуба СССР имени Э. Т, Кренкеля в Москве (UK3A). Договорились, что операторы этой станции Г. Щелчков, B. Козлов и Б. Кузнецов будут связываться с экспедицией либо непосредственно, либо через Диксон или Норильск.

Однажды с группой товарищей мы возвращались из поселка. Катер, который должен был нас доставить через пролив на остров, почему-то задержался, а пешком пройти было невозможно из-за больших участков открытой воды. Приближалось время трафика с UK3A. Было ясно, что к Саше Малыгину я не успеваю. Тогда через портативную УКВ ЧМ радиостанцию, которых у нас было четыре для связи внутри групп, передаю Володе Ростову (UQAEC), который находился на острове, чтобы он срочно бежал к Саше и устроил ретрансляцию Москвы по УКВ. И вот плывем на катере, потом прыгаем с льдины на льдину, выходим на берег, идем по тундре и одновременно разговариваем с Москвой. Слышимость отличная. Мне думается, именно в этот момент начальник экспедиции Д, Шпаро поверил в большие возможности нашего радиоснаряжения.

Центральная группа, в составе которой находился и я, на атомоходе «Ленин» направилась к месту старта — полуострову Минина. Рано утром ледокол вышел из бухты Диксона и взял курс на восток. Мы были разбужены глухими ударами по корпусу корабля — это он начал вгрызаться в ледяное поле Пясинского залива. К вечеру на горизонте показался полуостров Минина. Тепло простившись с гостеприимными хозяевами, мы втиснулись в грузовое отделение МИ-2, через несколько минут вертолет был в воздухе, и мы любовались необыкновенным зрелищем — красавцем атомоходом на фоне ослепительно сверкающих на солнце льдов Ледовитого океана. Далеко внизу на палубе стояли наши новые друзья: В. Петошин — начальник радиостанции, Б. Гирш, Б, Абалаков — инженеры-операторы.

Вскоре мы были на месте и высадились на полуостров. Первое, что нужно было сделать, сообщить на Диксон и в Москву о начале работы экспедиции «Арк-тика-73». Даю команду: «по растяжкам». Через некоторое время над тундрой поднимается шестиметровая мачта из тонких трубок с двумя ярусами растяжек, верхний из которых представляет собой двухдиапазонную антенну Inverted vee. Вынимаю из рюкзака радиостанцию, аккумуляторы. Наступает самый волнующий момент — первый выход на связь. А вдруг откажет аппаратура? Как бы в волнении не перепутать полярность, и хотя знаю, что страшного ничего не должно произойти, несколько раз проверяю, где «плюс», а где «минус». Заставляю себя сделать паузу и включаю приемник.

Знакомый шум в наушниках, вздох облегчения. Теперь нужно проверить передатчик. Контрольные лампочки ярко вспыхивают. Значит положенные десять ватт будут в антенне. Эфир живет. Подходит время трафика с Москвой и Диксоном. На частоте 14200 кГц слышу как UK3A кому-то жалуется, что до сих пор не отремонтировали направленную антенну и, видимо, трудно будет работать на прямую с U0CR. Даю короткий общий вызов, перехожу на прием и слушаю. Сразу меня зовет несколько станций. Первое QSO провожу со своим старым приятелем из Запрудни Валентином Велигоро-вым (UA3HO). Но ведь срочно нужны Москва и Диксон. Устанавливаю связь с Юрием Золотовым (UA3HR) из Москвы и прошу его позвать UV0AB, так как на этой частоте самому пробиться до Диксона невозможно — мало расстояние. Слышу UA3HR установил связь с UV0AB. Передаю ему первую радиограмму, он повторяет текст, и все, кто слушал на этой частоте, узнали о старте экспедиции «Арктика-73».

Первые дни здесь стояла теплая, скорее даже жаркая погода. Северное солнце нас не щадило. Дни и ночи оно кружило по небосводу, невысоко над горизонтом и чем-то напоминало апрельское солнце средних широт. Как и у нас под Москвой, тает снег, журчат ручьи, распускаются цветы. Среди бесконечного кочкарника то и дело снуют лемминги, над головами кружат агрессивные чайки, воют огромные поморники. Иногда по косогору пробежит стая полярных куропаток. Вдоль берега, на отмелях резвятся юркие кулики. Но больше всего здесь уток всех пород. С выводками и просто стаями плавают они в тихих заливах и многочисленных озерах. Часто можно видеть, как важно, не теряя достоинства, завидя человека, шагает по берегу в море семья гусей.

Почти ежедневно на склонах холмов со стороны, где лежит снег, мы могли наблюдать за дикими оленями. Дважды видели огромных полярных волков.

Дул южный, постепенно переходивший в восточный, ветер. Вспомнилась случайная встреча в Диксоне с молодым парнем — геологом, заядлым охотником и рыболовом. «Ветер южный или восточный — лови рыбу. Западный или северный — даже не думай о ней», — инструктировал он. Наш «каюр» Володя Наливайко попробовал забросить блесну. И тут же крупный голец был вытащен на берег. За ним второй, третий... На четвертом сломался спиннинг... Вспомнил, как, путешествуя по Земле, научился у местных жителей готовить талу. Сейчас это оказалось очень кстати.

У нас наладилась устойчивая связь с Диксоном. Почти каждый день на частоте 3,6 МГц был А. Малыгин (UV0AB). Одновременно на этой частоте слушал и Игорь Морозов — радиотехник передающего центра аэропорта, работающий с коллективной станции UK0BAC. Прием вел тот оператор, кто лучше слышал, и сообщал другому о нашем появлении в эфире по телефону.

Однажды связь не состоялась — не было прохождения. Зато на следующий день я услышал сигналы UK0BAC с оглушительной громкостью и характерным дрожащим сигналом — «полярным эхо». Спрашиваю: «На чем работаешь?» «На «Ледовой», — отвечает Игорь. Прошу его перейти на 7 МГц. Сигнал такой же сильный. Переходим на 14 МГц. И здесь 5,9+, только это еще сильнее. Такую же связь проводим с UV0AB. Через полчаса все пропало. Была магнитная буря. На следующий день эфир успокоился.

Через два дня после нашего «десанта» получаем радиограмму из Диксона: «Группы Шпаро и Хмелевского — на ледоколе «Киев». Позже радист островной группы Владимир Ростов (U0AEC) передал: «Высадились на полуострове Минина. Группа разделилась. Трое во главе с Шумиловым идут к горе Минина. Шпаро, Динискин, Склокин направились к северной оконечности полуострова. Восточная группа вылетела к заливу Миддендорфа, на полуостров Зуева».

Каждый день работаем с островной группой. Их маршрут наиболее труден и опасен. Нужно обследовать 22 острова. На двух резиновых надувных лодках им предстоит преодолеть многочисленные переправы через разводья и битый лед, пропитанный водой. Связь внутри их группы, которая передвигается по островам двумя подгруппами, обеспечивается УКВ радиостанциями.

Реклама