загрузка...

 

загрузка...
Радиовещание     |     Приемник на 28 МГц

Север - "74"

Всем нам много раз приходилось читать о суровой Арктике — кухне погоды, ледяной пустыне, крае романтики. Слова эти стали своеобразными литературными штампами, так сказать, обязательной книжной экзотикой. Но что поделаешь, если она и впрямь такая, наша Арктика, со своими бескрайними снежными полями, вздыбленными торосами и полыньями, дрейфующими льдами, над которыми бушует пурга. Арктика всегда влекла к себе сильных и беспокойных людей — ведь там до сих пор столько загадок и белых пятен!

С первых лет Советской власти партия и правительство уделяли постоянное внимание освоению Арктики и Великого Северного морского пути. Дальнейшему изучению Арктики придается огромное значение и в наши дни. На побережье и островах Ледовитого океана, на дрейфующих льдинах в Центральном полярном бассейне, где раскинулась сеть зимовок и автоматических метеорадиостанций, ведется большая научно-исследовательская работа.

Метеоспутники, воздушная ледовая разведка, непрерывные наблюдения метеорологов, гидрологов и гляциологов на десятках полярных станций обеспечивают составление долгосрочных прогнозов, столь необходимых для высокоширотной навигации и гражданской авиации в Арктике и в Центральных районах нашей страны. Помимо этого, в целях определения глубин океана, послойного химического состава воды и исследования рельефа дна Академией наук СССР организуются еще так называемые сезонные высокоширотные экспедиции. Об одной из них — Север-74 — мы и хотим рассказать.

Доставка экспедиции Север-74 была поручена Красноярскому управлению гражданской авиации. Учитывая, что успешно решить эту задачу можно только при наличии четкой и бесперебойной радиосвязи со всеми транспортными самолетами, промежуточными базами и материком, особое внимание было обращено на укомплектование экспедиции высококвалифицированными радистами и соответствующей аппаратурой. При этом учитывались и особенности арктического эфира, где радиосвязь часто возможна только в средневолновом диапазоне.

В состав радиоотряда вошли 15 радистов, выбранных из числа лучших операторов Красноярского управления гражданской авиации. Среди них были такие специалисты, как Анатолий Олейнюк — мастер радиоспорта, бортрадисты Борис Черемных и Борис Хабаров, за плечами у которых большой опыт работы в арктических широтах и другие. Отряд радистов возглавил начальник связи Иван Васильевич Харитонов, опытнейший и талантливый организатор, работающий в условиях Севера долгие годы.

На расстоянии 450—460 км к северу от дрейфующей станции СП-22 была выбрана льдина, пригодная для базового лагеря экспедиции Север-74. Первыми здесь появились радисты и члены аэродромной команды, которые занялись подготовкой аэродрома к приему тяжелых транспортных самолетов. Группа И. Харитонова в это время монтировала радиостанцию и УКВ пеленгатор. Вскоре была установлена связь с бухтой Тикси, мысом Шмидта, Норильском, островом Диксон и Хатангой.

Ледовый аэродром был открыт в назначенный срок, и сразу же началась переброска грузов экспедиции на базу. Помимо организации четкой и бесперебойной связи с экипажами всех самолетов, радисты отладили систему слепой посадки на льдину с помощью УКВ пеленгатора, что является крайне важным в условиях Арктики с ее капризной погодой.

В течение месяца с архипелага Северная Земля шла транспортировка горючего, газа, продовольствия, а также сборных домиков и другого оборудования. Одновременно с некоторых самолетов велись исследования заданного района. Со всеми экипажами, находившимися в воздухе, нужно было поддерживать бесперебойную радиосвязь, вовремя обеспечивать их метеосводками, а в случае необходимости— ве сти сквозь туман и пургу на посадочную площадку.

Реклама