загрузка...

 

загрузка...
Радиовещание     |     Радиолюбители! С берегов белого моря

Растить радиолюбительскую смену

Радиолюбительство в наши дни стало наиболее массовым видом технического творчества молодежи. Все больше юных энтузиастов пробуют свои силы в такой передовой отрасли современной техники, как радиоэлектроника. Пройдет срок и они, овладев знаниями и постигнув секреты конструкторского и спортивного мастерства, придут на смену старшим товарищам. Это хорошо понимают многочисленные наставники юных — такие, как страстный радиолюбитель А. П. Долгов из Йошкар-Олы, успешно обучающий в самодеятельном радиоклубе Квант более двухсот мальчиков и девочек, преподаватель физики Черниевской сельской школы Ивано-Франковской области заслуженный тренер УССР В. В. Присяжнюк, подготовивший для сборной команды Украины много отличных охотников на лис.

Под руководством таких наставников в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и техникумах работают многие тысячи радиотехнических кружков и сотни радиоспортивных секций. В ряде школ и техникумов, дворцов и домов пионеров и школьников открыты коллективные любительские радиостанции, а также созданы самодеятельные спортивно-технические клубы ДОСААФ.

Расширяется сеть детско-юношеских спортивно-технических школ — ДЮСТШ. Они действуют в Риге, Минске, во Львове, в Новосибирске и а других городах. Не так давно была открыта ДЮСТШ в столице Молдавии — Кишиневе.

В редакцию часто приходят письма, рассказывающие об интересном опыте и значительных результатах в работе с юными радиолюбителями.

Из подмосковного города Чехова, например, пришло письмо от директора школы № 1 Е. Антоновича и преподавателя радиотехники И. Поткина. Они рассказывают, что в их школе изучение радиотехники учащимися 9—10-х классов сочетается с радиолюбительской работой, с занятием радиоспортом. Причем процесс обучения и спортивная работа неразрывно связаны с военно-патриотическим воспитанием. В результате многие выпускники школы идут учиться в военные учебные заведения, успешно проходят службу в радиотехнических войсках и войсках связи.

Е. Антонович и И. Поткин пишут, что в школе созданы хорошие условия для приобретения молодежью радиотехнических знаний, занятий радиолюбительством. Силами самих учащихся оборудованы кабинет и лаборатория радиоэлектроники, внутри-школьная телефонная станция, радиофицированы все учебные помещения. В кабинетах и классах эксплуатируются учебные телевизоры, подаренные шефами, четыре киноустановки, магнитофоны, разное радиоэлектронное оборудование.

В школе планируется в скором времени построить коллективную УКВ радиостанцию, оборудовать собственную киностудию.

К сожалению, школ, подобных чеховской, не так уж много. Большинство же писем, поступающих в редакцию, сигнализируют о невнимании отдельных руководителей школ и отделов народного образования к организации радиокружков и радиоспортивных секций. И вот идут во все концы ребячьи жалобы и просьбы о помощи. Мы, например, получили письма из средней школы № 7 Днепродзержинска, средней школы поселка Тельманово Тельмановского района Донецкой области о полном невнимании к радиолюбителям. Принят сигнал SOS из московской средней школы № 664. Ее директор С. И. Глотов решил ликвидировать радиокласс, в свое время оборудованный шефами-досаафовцами Восточной водопроводной станции, на базе которого работал кружок юных конструктороз. Конечно, такое отношение к юным радиолюбителям не может не вызывать тревоги.

Кто же должен взять заботу о них, направить, их бьющую через край энергию в нужное, правильное русло (ведь невнимание часто порождает, например, радиохулиганство)?

Конечно, в первую очередь, педагоги и руководители школ.

Но и комитеты и радиоклубы ДОСААФ не могут стоять в стороне от такого большого и важного дела, как развитие радиолюбительства в школах. Их долг позаботиться о выделении общественных инструкторов для занятий с юными радиолюбителями, оказать помощь школьным радиокружкам в приобретении нужных приборов и радиодеталей, в организации радиосоревнованмй. Не следует забывать, что в школах, в дворцах. и домах пионеров растет смена нынешним мастерам радиоспорта и любительского конструирования. Ее нужно воспитывать заботливо.

О растущем интересе юных граждан к радиоспорту можно судить по тому, с каким энтузиазмом они участвуют в школьных соревнованиях.

К сожалению, их проводится еще очень мало. Особенно в сельских районах, поселках, небольших -городках. Даже не во всех областях регулярно проходят встречи охотников на лис, радиомногоборцев. А именно соревнования являются важным этапом в подготовке спортивной смены. Об этом свидетельствуют ставшие традиционными республиканские соревнования школьников по радиоспорту, которые проводятся в Российской Федерации, на Украине, в Белоруссии, Грузии, Узбекистане, Киргизии, Молдавии, Литве.

Летом прошлого года состоялись первые Всесоюзные соревнования школьников по радиоспорту. Это еще выше подняло в глазах молодежи авторитет и значение школьного радиолюбительства.

Всесоюзные соревнования — хороший стимул для дальнейшего быстрого развития радиоспорта среди школьной молодежи. Так их оценивают авторы большинства писем, поступивших в редакцию. Вместе с тем они указывают на некоторые недостатки в их проведении, дают свои рекомендации и советы для устранения недочетов.

Приветствуем такое хорошее начинание, как организация Всесоюзных соревнований школьников по радиоспорту, — пишет, например, руководитель кружка радистов-операторов Харьковского Дворца пионеров и школьников А. Ф. Петров. — Жаль только, что республиканские соревнования и у нас на Украине и в других республиках проводятся лишь один раз в два года. На мой взгляд, учитывая громадное военно-прикладное значение школьного радиоспорта, эти соревнования следует проводить ежегодно.

A. Ф. Петров предлагает внести некоторые изменения в порядок проведения соревнований школьников.

Для первенства УССР, — пишет он, — Центральная станция юных техников Украины составила такую программу соревнований, которая поставила в затруднительное положение не только участников, но и тренеров. В теоретический зачет было включено сто (!) вопросов по истории электричества, радиоспорту, электро - и радиотехнике... Непродуманы были и соревнования по скоростной сборке звукового генератора, мультивибратора, усилителя НЧ, в результате не все участники оказывались в равных условиях.

Об этом же пишет и руководитель лаборатории KB и УКВ радиоспорта Киевского Дворца пионеров и школьников В. И. Дубровский. Он считает, что схемы должны быть типовые, весь процесс сборки, включая составление печатной платы и проверку работоспособности схемы, должен происходить на глазах судей и зрителей.

B. И. Дубровский высказал свою неудовлетворенность организацией первых Всесоюзных соревнований. Создавалось впечатление, — пишет он, — что на соревнованиях ДОСААФ действуют одни правила, а на школьных— другие. И это замечали даже ребята, которые прекрасно знают правила состязаний по радиоспорту. А ведь они скоро сами придут в организации оборонного Общества, чтобы заменить старших товарищей. Их нужно учить состязаться по единым правилам, утвержденным ФРС СССР.

За более четкую разработку положения о соревнованиях школьников по радиоспорту высказался и М. Н. Марченко — руководитель радио-

кружка Ошского городского Дома пионеров и школьников. В частности, он считает, что в нем необходимо предусматривать возможность включения в сборные команды, наряду с охотниками и скоростниками, одного -двух юных радиоконструкторов для состязаний по скоростной сборке радиоаппаратуры.

Касаясь охоты на лис, М. Н. Марченко пишет: У нас в Киргизии в Положение о соревнованиях, к сожалению, вписан такой пункт: если охотник на лис пользуется промышленной радиоаппаратурой, то результат его забега оценивается с коэффициентом 1,2, то есть к каждым 10 минутам, затраченным на поиск лис, ему прибавляются 2 минуты. При таких условиях охотники отказываются бегать с промышленной аппаратурой. Изготовить же свою в наших условиях юные спортсмены пока не могут.

Еще дальше в ограничении использования промышленной аппаратуры пошли украинские товарищи. Как явствует из писем, на недавние республиканские соревнования они не допустили некоторые областные команды только потому, что те приехали с радиоприемниками заводского изготовления. В связи с этим читатели справедливо замечают: раньше жаловались на то, что наша промышленность не выпускает приемников для лисоловов, тренерам для своих питомцев приходилось строить их самим или доставать у опытных конструкторов-любителей, а теперь, когда такие приемники начали поступать в продажу, стали вводить различные ограничения, а то и просто запрещать ими пользоваться. Это, по мнению большинства читателей Радио, наносит немалый вред делу дальнейшего развития радиоспорта.

Большой заботой о развитии радиолюбительства в школах проникнуто письмо М. Т. Менщикова (UA9QAB) — руководителя радиоклуба Шмаковской средней школы Курганской области. Пока обком ДОСААФ и облоно, — констатирует он, — не объединят свои усилия, не найдут общего языка и не примутся совместно за развитие радиоспорта в школе, радиолюбительство в ней будет держаться лишь на энтузиазме одиночек и не станет подлинно массовым. К сожалению, до сих пор большинство комитетов оборонного Общества и отделов народного образования не наладили совместной работы. Нет ее и в нашей, Курганской области,. А происходит это от того, что вышестоящие инстанции не спрашивают с них как положено за недостатки в развитии радиолюбительства и радиоспорта среди учащейся молодежи.

Очевидно, с этим утверждением придется согласиться многим руководителям комитетов ДОССАФ и органов народного образования. В решениях VII съезда ДОСААФ, III пленума ЦК ДОСААФ СССР, в приказах Министерства просвещения СССР поставлены четкие задачи по дальнейшему развитию радиолюбительства и радиоспорта б школах. Настала пора эти решения и указания воплощать в жизнь.

Реклама