загрузка...

 

загрузка...
Практические работы радиолюбителя     |     Сборный каркас

Каркасы для трансформаторов и дросселей

Каркас для трансформатора или дросселя обычно состоит из прямоугольного основания и щечек (фиг. 49). Он должен быть очень прочным. Если основание и щечки скреплены недостаточно хорошо, то при намотке катушки или при сборке трансформатора каркас может развалиться.

Каркас изготовляется по размерам применяемого сердечника, собранного из стальных пластин. Любой такой сердечник характеризуется площадью поперечного сечения ахб) и размерами окна вхг (фиг. 50).

Каркас должен быть сделан так, чтобы его можно было сравнительно легко заполнить пластинами при сборке. Для этого отверстие каркаса делается несколько больше площади сердечника, а стороны щечек — немного меньше ширины окна (линии в). Если каркас изготовляется для сердечника Ш-образной формы из неразъемных пластин, то высота каркаса (расстояние между краями противоположных щечек) должна быть на несколько миллиметров меньше высоты окна (линии г), иначе щечки будут мешать заполнению каркаса пластинами.

Как уже указывалось, каркас состоит из двух частей. Прежде всего надо склеить основание каркаса. Для этого из листа прессшпана вырезается размеченная полоса (фиг. 51). Места разрезов на ей обозначены оплошными, а места сгибов — пунктирными линиями. Полоса сгибается по пунктирным линиям и склеивается. Для того, чтобы углы сгибов были острыми, надо в местах сгибов сделать неглубокие надрезы. Очень удобно сгибать основание каркаса на деревянном шаблоне, сделанном по размерам сердечника.

На склеенное основание надеваются щечки, вырезанные из того же прессшпана. Отверстия в этих щечках должны быть вырезаны точно по размеру основания каркаса, т. е. так, чтобы сами щечки надевались на основание достаточно плотно. Места склейки предварительно прошкуриваются и только после этого смазываются жидким клеем.

Щечки располагаются по сторонам каркаса, после чего надрезанные края основания загибаются и приклеиваются к ним (фиг. 52). Приклеенные к щечкам края основания каркаса не покрывают всей поверхности щечек. Между ними образуются промежутки, в которые надо вклеить прямоугольные кусочки из того же прессшпана, а сверху наклеить еще по одной щечке.

Чтобы каркас был прочным и ровным, все склееные места должны быть при высыхании клея плотно прижаты. Щечки должны быть крепко склеены с краями оснований каркаса и проложенными между ними кусочками прессшпана. Для этого каркас ставится, на ровную поверхность, а его щечки по нескольку раз прижимаются и проглаживаются линейкой или ровной пластинкой до тех пор, пока склееные места свяжутся достаточно хорошо. Основание каркаса после оклейки обматывается сверху бечевкой или лентой, а в отверстие его, если полоса сгибалась без шаблона, вставляются деревянные распорки. Это делается для того, чтобы во время просушки склеенные края основания каркаса были хорошо сжаты и не расклеились.

Склеенный каркас необходимо просушить в сухом теплом месте в течение суток. После того, как клей высохнет, края основания каркаса и кусочки прессшпана, которые выходят за границы щечек, срезаются острым ножом, а весь каркас зачищается наждачной бумагой и покрывается тонким слоем жидкого лака или пропитывается парафином. Лак наносится кистью равномерно по всей поверхности, после чего каркас просушивается и затем снова покрывается лаком. Кисть после употребления надо промыть и высушить.

Для пропитки каркаса парафином надо в какой-нибудь банке расплавить парафин, окунуть в него каркас и держать его там до прекращения выделения пузырьков, после чего виснуть и стряхнуть капли горячего парафина, пока они еще не застыли на каркасе.

Готовый каркас изображен на фиг. 53.

Для вывода концов от обмоток в щечках каркаса необходимо сделать сквозные отверстия. Их лучше сделать заранее, еще до склейки каркаса. Надо только учесть, чтобы отверстия были в тех местах щечек, которые после сборки трансформатора не будут закрыты пластинами сердечника. Часто трансформаторы и дроссели при монтаже врезаются в панель шасси, и половины щечек каркаса с выводными концами оказываются под панелью. Поэтому отверстия для выгодных концов лучше всего делать только с одной стороны щечек. Их можно просверлить, как показано на фиг. 54,а, или вырезать в виде узких щелей, как на фиг. 54,6.

Трансформаторы для двухтактных схем имеют обмотки, состоящие из двух одинаковых половин. Для них нужны секционированные каркасы (фиг. 55). Такие каркасы отличаются от описанных выше только наличием дополнительной щечки, расположенной на середине основания и разделяющей его на две равные части. Прочное крепление дополнительной щечки к основанию каркаса и правильное расположение ее могут быть выполнены с помощью бумажных полосок, которые наклеиваются на основание каркаса в несколько слоев между серединной и крайними щечками каркаса.

Реклама