загрузка...

 

загрузка...
Магнитофоны     |     Усовершенствование магнитофона Комета (МГ-20)

Знакомство с магнитофоном

Отечественная промышленность выпускает более двух десятков типов бытовых магнитофонов и магнитол, отличающихся внешним видом, конструкцией и параметрами. Есть среди них портативные транзисторные магнитофоны, которые удобно взять с собой на прогулку, в театр или концертный зал, есть и более совершенные настольные магнитофоны. Но независимо от типа магнитофона, записи, сделанные на нем, могут получиться хорошими или плохими. Отчего же зависит качество записи?

В первую очередь — от правильного выбора уровня записи, под которым понимают степень полезной намагниченности ленты. Для получения наибольшей громкости воспроизведения и достаточно широкого динамического диапазона уровень записи следует устанавливать возможно большим, но не выше максимально допустимого. Согласно ГОСТ 12392—66 этот уровень для скоростей, на которых работают бытовые магнитофоны, составляет 256 нвб /м. Для ленты типа 6 коэффициент нелинейных искажений при таком значении остаточного магнитного потока равен примерно 2%. Превышение максимально допустимого уровня записи связано с заходом в нелинейную часть рабочей характеристики ленты и, следовательно, ведет к увеличению нелинейных искажений. Но чрезмерное уменьшение уровня записи тоже нежелательно, так как при этом сужается динамический диапазон, уменьшается громкость воспроизведения и сильнее проявляются собственные помехи магнитофона.

Установку и контроль уровня записи в магнитофонах осуществляют по электронно-световому или стрелочному индикатору. Важным параметром индикатора является так называемое время интеграции. Измеряют его, подавая на вход индикатора напряжение звуковой частоты. Время, в течение которого показания стрелочного индикатора достигают 80% от показаний при длительной подаче того же напряжения, а затемненный сектор сужается до размеров, указанных в инструкции, и называют временем интеграции. Чем оно меньше, тем лучше индикатор реагирует на кратковременные изменения уровня сигнала, тем меньше опасность сделать запись с превышением максимально допустимого уровня.

Время возврата стрелки или затемненного сектора в нулевое (исходное) положение должно быть, наоборот, достаточно большим, так как это облегчает наблюдение за показаниями индикатора. Практически время интеграции индикаторов бытовых магнитофонов составляет 150—300 мсек, а время обратного хода — 0,5—2,5 сек.

В инструкции по эксплуатации магнитофона обычно указываются показания индикатора, соответствующие максимально допустимому уровню записи. Однако из-за сложности калибровки индикатора при заводской регулировке ее делают с точностью ±2 дб. Поэтому, прежде чем пользоваться индикатором, надо проверить его показания и в дальнейшем учитывать их.

Проще всего это сделать, записывая какое-либо музыкальное произведение с грампластинки. Для пробной записи надо выбрать место на ней, где музыка звучит наиболее громко. Определить этот участок легко по световым бликам, если пластинку расположить так, чтобы глаз, источник света и центр пластинки оказались в одной вертикальной плоскости. Наибольшая громкость будет в тех местах, где световой блик наиболее широк.

Выбранную часть пластинки вначале записывают с уровнем, несколько меньшим максимально допустимого, затем равным ему и, наконец, несколько большим его.

Далее эти записи воспроизводят и определяют на слух, какая из них звучит наиболее приятно и без заметных искажений. Если с первого раза сделать хорошую запись не удастся или разница в звучании отрывков будет мало заметна на слух, запись следует повторить, но при больших отклонениях уровня записи от максимально допустимого. Показания индикатора уровня записи, соответствующие наиболее громкому неискаженному звучанию, следует запомнить и в дальнейшем всегда ориентироваться на них. Однако эти показания индикатора верны только для ленты того типа, на которой производились записи. Кстати, все магнитофоны регулируют на заводе также под ленту определенного типа, которой и надо пользоваться. Используя другие ленты, показания индикатора, соответствующие максимально допустимому уровню записи для них, необходимо определить заново. Некоторые отечественные магнитофоны могут работать на лентах двух типов, для чего они имеют соответствующий переключатель.

Во время записи часто пользуются звуковым контролем через встроенную акустическую систему магнитофона. Многих, особенно начинающих любителей магнитной записи, смущает необычный тембр звука в этом режиме работы (особенно подчеркиваются высшие звуковые частоты). Объясняется это тем, что почти все магнитофоны имеют универсальный усилитель, работающий то в режиме воспроизведения, то в режиме записи. Чтобы получить равномерное воспроизведение всей полосы звуковых частот, частотную характеристику усилителя в режиме записи корректируют определенным образом. Это и является причиной изменения тембра звука при слуховом контроле. При воспроизведении запись приобретает естественный тембр и практически почти не отличается от оригинала.

Следующим шагом в знакомстве с магнитофоном является проверка его чувствительности при работе от различных источников звукового напряжения. Отечественные магнитофоны рассчитаны на запись от микрофона, радиоприемника (телевизора), звукоснимателя и радиотрансляционной сети. В зависимости от типа и класса в магнитофоне могут быть либо отдельные гнезда для каждого из перечисленных источников звукового напряжения, либо совмещенные, когда к одному гнезду можно подключать несколько таких источников. Некоторые магнитофоны (Яуза-6, Комета-209 и др.) кроме отдельных гнезд имеют еще и переключатель, дозволяющий быстро подключать ко входу универсального усилителя любой из источников сигнала.

Чувствительность с того или иного входа определяют по положению ручки регулятора уровня записи. Она считается нормальной, если максимально допустимый уровень записи обеспечивается при повороте ручки из нулевого положения на угол 150— 200°.

При записи от микрофона последний следует расположить на расстоянии 0,75—1 м от источника звука и направить на него.

Чувствительность магнитофона при записи от приемника или телевизора можно правильно оценить только в том случае, если они имеют стандартные розетки для соединения с магнитофоном. В противном случае к этому входу следует подключить микрофон, расположив его на расстоянии 10-20 см от источника звука. Если максимальный уровень записи получается при установке ручки регулятора уровня в крайнее правое положение, чувствительность с этого входа можно считать нормальной.

Несколько сложнее проверить чувствительность со входа, предназначенного для записи от радиотрансляционной линии. По действующим нормам напряжение в ней должно составлять 30 в (в Москве и некоторых других крупных городах — 15 в). В соответствии с ГОСТ 12392— 66 максимальный уровень записи должен обеспечиваться при снижении напряжения на этом входе магнитофона до 5 в, поэтому каждый магнитофон имеет еще и производственные запасы по чувствительности, в результате чего максимально допустимый уровень записи получается уже при напряжении на входе 2-4 в .

В связи с этим при записи от радиотрансляционной линий с напряжением 30 в ручку регулятора уровня приходится устанавливать в положение, соответствующее началу регулирования. Но и в этом случае запись может получиться с заметными на слух искажениями, если усилитель в магнитофоне универсальный. Дело в том, что в таком усилителе регулятор уровня записи обычно включается не на входе, а после одного — двух каскадов предварительного усиления. При подаче на входное гнездо магнитофона напряжения 30 в первые каскады могут оказаться перегруженными, хотя индикатор и не покажет превышения максимально допустимого уровня записи. Поэтому, если при записи ручка регулятора находилась в самом начале регулирования, а запись все-таки оказалась искажена, то чувствительность магнитофона с этого входа надо уменьшить. Проще всего это сделать, включив в незаземленный провод соединительного шнура резистор сопротивлением 0,25—2 Мом. Его подбирают таким образом, чтобы нужный уровень записи получался при установке регулятора уровня примерно в среднее положение. Напряжение, подаваемое на вход магнитофона, можно уменьшить и с помощью делителя из двух соединенных последовательно резисторов с общим сопротивлением 50—100 ком и отношением сопротивлений от 1:5 до 1:10. Такой делитель, смонтированный, например, в корпусе проходной штепсельной вилки, может пригодиться и во многих других случаях.

Реклама