загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Киноосвещение в павильоне

Система ключевого света

Во время съемки отдельных монтажных кадров кинофильма важно, чтобы тональность изображения, особенно лица человека, была одинаковой. Это достигается поддерживанием постоянного контраста освещения и экспозиции.

В условиях кинопавильона при освещении сюжетно важных объектов кинооператор устанавливает путем предварительных пробных съемок наиболее подходящее отношение света рисующего и заполняющего к заполняющему. Замеренные величины освещенностей и их соотношение принимают как ключевые и выдерживают при съемке эпизода или всего фильма.

Ключевую освещенность лица человека поддерживают постоянной как в дневных, так и ночных сценах; изменяют только схемы освещения, контраст И яркость фона или предметов заднего плана. В дневных эпизодах фон светлый и контраст освещения меньше; в ночных — фон темный и контраст освещения больше. Выдерживать постоянную яркость фона особо важно в пределах одного эпизода.

Разумеется, что схема ключевого света ни в коей мере не препятствует кинооператору воспроизводить тот или иной световой эффект или характер освещения для выражения художественного замысла. Совершенно не обязательно, чтобы действующие лица были постоянно освещены при всех своих передвижениях или останавливались только в местах, где имеется ключевая освещенность.

Исполнители могут свободно перемещаться из освещенных мест в затененные, и наоборот. Точно так же и фон при движении людей, например по комнате, может меняться. В каких-то положениях фон окажется светлее лица и фигура человека станет почти силуэтной. Это произойдет в том случае, если по ходу действия персонаж остановится, например, против окна. Освещенность объектов в движении должна соответствовать естественному построению освещения в снимаемом помещении.

Переход действующих лиц из освещенной части сцены в тень может быть задуман как творческий прием, усиливающий драматургическую ситуацию и помогающий выразить, например, перемену настроения от радости к печали или наоборот.

При досъемках в помещении крупных и средних планов людей для сюжетов, снятых на натуре, необходимо очень точно контролировать контраст освещения и ключевую освещенность лиц людей, чтобы в смонтированном эпизоде доснятые кинокадры не выделялись ни по контрасту, ни по характеру освещения, ни по тональности от кадров, снятых на натуре. Поэтому при всех киносъемках следует вести запись экспонометри-ческих замеров и замеров контраста освещения.

Особенности работы с искусственный светом

При работе с источниками искусственного освещения нужно помнить о законе распространения света. Следует учитывать, что освещенность, создаваемая источником света, обратно пропорциональна квадрату расстояния. Если расстояние между осветительным прибором и объектом съемки увеличивается в два раза, освещенность снижается в 22 раза, т. е. в четыре раза, и т. д.

Как ни странно, но об этом, казалось бы, всем известном со школьной скамьи законе распространения света забывают при киносъемках, освещая лобовым светом объекты, движущиеся в направлении к киноаппарату. При приближении они оказываются сильно пересвеченными. На глаз при съемке это менее заметно, чем потом — на экране.

Как же освещать объекты в таком случае?

Имеются разные способы получения более или менее равномерной освещенности в пространстве перед киноаппаратом.

Установить несколько осветительных приборов по глубине снимаемой сцены, приподняв их как можно выше на штативах. Если имеется возможность, использовать светильники верхнего света.

Если в помещении, в котором производится киносъемка, потолки невысокие, направить осветительные приборы в потолок, чтобы рассеянный свет падал на объект равномерно сверху.

Поднять осветительные приборы по возможности выше на штативах, освещая объекты спереди сверху.

Далее надо помнить, что резкую тень от предмета может создать только точечный источник света. Источник света с большой светящейся поверхностью образует небольшую тень, вокруг которой расположена полутень.

При освещении объектов двумя точечными источниками света образуются две полутени. При освещении снимаемой сцены несколькими приборами направленного или направленно-рассеянного света может образоваться много полутеней, которые загрязняют изображение кадра, делают его неприятным.

Чтобы устранить лишние тени, необходимо приподымать осветительные приборы на штативе выше — тогда тени и полутени попадут на нижние части обстановки и фона, где они будут менее заметны.

Установка освещения

При установке света с помощью осветительных приборов стоит двойная задача: во-первых, создать необходимый световой рисунок освещения, выверить все яркостные соотношения на самом объекте и фоне; во-вторых, построить всю световую картину на заданном уровне освещенности в расчете на рабочую диафрагму с учетом всех факторов, от которых зависит экспозиция. Поэтому после установки прибора рисующего света, создающего основную освещенность, проверяют соответствие этой освещенности ключевой освещенности и доводят ее до необходимой нормы (на основе предварительного испытания кинопленки).

Точных рекомендаций по установке освещения сцен, снимаемых в кинопавильоне или в интерьере, дать нельзя, так как это работа творческая. Можно лишь рассмотреть некоторые типичные случаи.

Киносъемку со специально поставленным кинематографическим освещением целесообразно начинать с общего плана. Тогда найденные на общем плане световые эффекты и другие изобразительные решения легче будет учитывать при переходе к средним и крупным планам. Тем более что общее освещение фона, как правило, остается постоянным при всех планах.

Установку света чаще производят в следующем порядке.

1. С помощью источников общего заполняющего рассеянного света высветить весь объект съемки. Уровень освещенности зависит от выбранного изобразительного решения.

В дневных эпизодах освещенность должна быть достаточной для минимально правильной экспозиции, обеспечивающей хорошую проработку теней изображения на светочувствительном слое кинопленки. В вечерних и ночных эпизодах необходима лишь минимальная проработка деталей в тенях.

Высветить рисующим направленным светом объемные элементы обстановки интерьера и, если необходимо, создать световые пятна, например, изображение переплета оконной рамы на стене комнаты, характерное для солнечного дня. В ночной сцене нужно подсветить отдельными приборами те места, которые освещаются источниками света, имеющимися в кадре.

Приступить к освещению действующих лиц в основных положениях, учитывая все их передвижения. Это самый важный этап работы.

При распределении осветительных приборов согласно задуманной схеме освещения надо предусмотреть возможно большее количество вариантов их использования.

Реклама