загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Монтаж в ходе съемки, основные принципы

Виды монтажа

Из многообразия видов и разновидностей монтажа выделим последовательный , параллельный, ассоциативный.

Последовательный, или повествовательный, монтаж излагает содержание события или явления в хронологической или логической последовательности. Такая организация материала характерна, в первую очередь, для научного кино. Для повествовательного монтажа характерны плавные монтажные переходы — резкое противопоставление кадров не свойственно для него , так как может отвлечь зрителя от основной мысли.

Параллельный монтаж соединяет между собой два, а иногда и более событий, происходящих в разных местах. Они могут происходить и в разное время, но так как фрагменты переплетаются, перебивают друг друга, возникает сопоставление, в результате чего они приобретают новый смысл. В качестве классического примера применения параллельного монтажа обычно приводят кинофильм Нетерпимость американского режиссера Д.-У. Гриффита (1916). В нем параллельно рассказывается о четырех событиях, происходивших в различные эпохи, но объединенных одной и той же движущей силой — нетерпимостью людей к чужим взглядам, идеям. Зритель видит картины разрушения Вавилона, преследования и казни Христа, резню гугенотов, учиненную католиками (Варфоломеевская ночь), и современную трагедию американской жизни — осуждение к смертной казни невиновного человека.

В телефильме Противостояние (автор сценария Ю. Семенов, режиссер С. Аранович, Ленфильм, 1985) параллельно происходят три действия: поведение предателя в годы Великой Отечественной войны, совершаемое им убийство в наши дни, розыск убийцы. Сближают эти события сцены суда над изменниками, пособниками гитлеровцев.

Разновидность параллельного монтажа, его частный случай — перекрестный монтаж, который показывает два связанных между собой и в силу этого происходящие одновременно действия, как это бывает в классических по построению фильмах-погонях. Поочередный показ убегающего преступника и его преследователей заставляет зрителей значительно острее переживать все перипетии погони.

Обостренное ощущение опасности создают чередующиеся кадры: ребенок, беззаботно играющий на рельсах, приближающийся поезд и спешащий на помощь человек.

Параллельный монтаж используется нередко и для сжатия времени. Допустим, надо показать монтаж дымовых труб электростанции с помощью вертолета. Обычные перебивочные планы в данном случае не решат задачи — ясно, что строительство продолжается не один день. Поэтому вначале показывают сборку металлических секций на земле, затем такую же секцию на тросе вертолета, опускающего ее на строящуюся трубу. Эффект достигается за счет поочередного показа действий, происходящих в разных местах одновременно.

Ассоциативный монтаж характерен включением в повествование кадров, способных вызвать определенные образные сравнения, ассоциации, придать новый смысл эпизоду.

Весьма распространен прием передачи душевного состояния человека через изображение явлений природы: легкие перистые. облака гармонируют с безмятежностью, хорошим настроением персонажей, сплошные же кучевые облака с признаками ветра в кадре (качание ветвей деревьев, небольшие волны) создают тревожное настроение, которое может совпадать или, наоборот, резко контрастировать с душевным состоянием изображаемых в кадре людей. Наконец, мрачные, быстро несущиеся по небу, разорванные темные облака вызывают настоящую тревогу, предчувствие беды.

Человек расхаживает по комнате, то и дело поглядывая на часы. Он кого-то ожидает. Томительность ожидания усиливают тяжело падающие капли воды из крана или заунывная песня в громкоговорителе. Кадр, в котором рука выдергивает из розетки шнур громкоговорителя, еще больше подчеркивает раздражение, вызванное ожиданием.

Дети, играя, забросили в открытое окно мяч. Оттуда высунулся небритый всклокоченный человек и тут же принялся сердито кричать. (Звук в данной сцене совершенно не обязателен.) Зрителю уже ясен малосимпатичный характер этого человека, поднявшего скандал по пустяшному поводу. Но если в кадр с обозленным человеком — хозяином квартиры врезать крупный план разъяренного пса, такое сравнение будет и комичным, и вполне оправданным по существу (рис. 8).

Нередко ведущая роль принадлежит закадровой пояснительной речи, комментарию. В первую очередь, это относится к научно-популярным и технико-пропагандистским фильмам. В таких фильмах, а также хроникальных лентах рядом могут стоять зрительно малосочетаемые кадры, но иллюстрирующие высказанную мысль.

Выдающийся советский режиссер и драматург А. П. Довженко (1894—1956) писал о документальном фильме: ...В основе качества картины лежит слово и монтаж, подчиненный слову. И как бы мы ни разговаривали, все-таки, когда картина монтируется, уже некий, хотя еще и не написанный, дикторский текст складывается в голове монтирующего . Идет очень сложный процесс, как будто бежит пара лошадей, которые все время друг друга обгоняют. Сначала все идет в материале, потом слово обгоняет монтаж. ...Я когда-то заставил Ю. И. Солнцеву собрать мне всю грязь... из корзин на студии... Ей все давали эту грязь — все, что как-то случайно снял, — а из этой грязи получилось знаменитое Весеннее наступление. Это те семена, которые проросли в патетические сцены буранов, снегов, метелей, наступления войск. И когда все это было смонтировано... дикторским текстом... получилась драгоценность вместо грязи.

Неожиданный эффект дает сопоставление совершен; различных по характеру изображений. Известный сове ский режиссер и теоретик кино Л. Кулешов (1899 1970) проделал ставший знаменитым опыт. Он взял кру ный план актера со спокойным выражением лица и с единял с ним в одном случае изображение тарелки суп в другом — ребенка и в третьем — гроба. И каждый р бесстрастное при отдельном рассматривании лицо актер казалось, выражало то голод, то родительскую любон то горе. Основываясь на этом эффекте, с помощью с мой простой перестановки отснятых кадров можно пр дать эпизоду совершенно новый, порой противоположый смысл, сравнительно с тем, что был заложен перв начально при съемке эпизода. Проиллюстрируем это пр мером (рис. 9).

Кадр первый — крупно: улыбающееся лицо женщин Кадр второй — ее муж вешает новую картину, и э радует женщину.

Рис. 8. Пример ассоциативного монтажа

Рис. 9. Если поменять местами 1-й и 4-й кадры, полностью изменится смысл эпизода

Кадр третий — сделав неосторожное движение, муж падает с табуретки (общий план).

Кадр четвертый — снова крупно: испуганное лицо женщины.

Такое построение эпизода логично передает смену настроений женщины — она радовалась новой картине, но перепугана падением мужа. Это естественно. Попробуем теперь переставить местами первый и четвертый кадры. Теперь получится: женщина с серьезным лицом (испуганное может выглядеть просто серьезным) смотрит, как муж вешает картину, а когда тот сваливается, — не может сдержать улыбку: отношения между супругами, видимо, не такие, чтобы она очень за него переживала.

Реклама