загрузка...

 

загрузка...
Фильтры фотографий     |     Поляризационные светофильтры

Оттененные и двухцветные светофильтры

Небо синее или равномерно белесое, облачное или пасмурное почти всегда является наиболее яркой частью снимаемого объекта, намного ярче наземных частей объекта. В изображении небо передается самой светлой, белой поверхностью.

Этому способствует высокая чувствительность негативных материалов к сине-фиолетовой части спектра, которая и составляет большую часть излучения неба. К тому же объект, как правило, экспонируется по наземной части, отчего небо передерживается, становится настолько плотным в негативе, что с трудом пропечатывается. Такая передача неба, а такой она бывает всегда или почти всегда при съемке без фильтра, приводит к ухудшению изобразительно-выразительной стороны фотоснимка.

Нежелание мириться с неизменно белым, однотонным изображением неба, характерным для снимков первых лет существования фотографии, вызвало появление различных затенителей . В одном случае затенение неба достигалось закреплением перед объективом под наклоном облачной диафрагмы (рис. 28, а, б), в другом — затенитель составлялся из ряда узких пластинок, которые передвигались в оправе и устанавливались в соответствии с линией горизонта (рис. 28, г), в третьем — затенитель представлял собой заслонку с зубчатым краем, которая укреплялась на объективе так, что зубчатый край можно было устанавливать на разном расстоянии от оптической оси и придавать ему разные наклоны (рис. 28, в). Для затенения неба использовалась и окрашенная желатиновая пленка (рис. 28, д , е).

Значительно улучшить передачу неба оказалось возможным лишь с помощью желтого светофильтра после появления ортохроматической, а затем панхроматической эмульсий. Однако усиление контраста изображения, подчас нежелательное влияние на цветопередачу заставило обратиться к оттененным (клиновым) светофильтрам. С их помощью можно ослабить интенсивность излучения неба, не усиливая контраст светотени и не изменяя цветопередачу.

Оттененные светофильтры, широко применяемые при киносъемке, сравнительно мало известны фотографам и почти не находят применения в фотографии.

Оттененные светофильтры обычно имеют вытянутую прямоугольную форму. У цветных оттененных светофильтров одна половина может быть окрашена в желтый цвет разной плотности или в оранжевый, красный, синий, голубой, другая половина прозрачная. У нейтрально-серых оттененных светофильтров одна половина обладает определенной плотностью, другая — прозрачная.

Оттененные желтые и оранжевые светофильтры (рис. 29) в черно-белой фотографии обеспечивают правильную передачу неба, никак не влияя на передний план. При пейзажной съемке, например, приглушая яркость неба, они заметно уменьшают интервал яркостей небо — передний план без усиления контраста светотени переднего плана. С лучшей проработкой деталей передается и даль, а на небе более отчетливо выделяются облака.

Яркость изображения зависит от плотности светофильтра. Чем плотнее окрашенная часть светофильтра (цветная или серая), тем ощутимее снижение интервала яркости. С помощью достаточно плотного серого оттененного светофильтра можно ослабить интенсивность излучения облачного неба, которое и в пасмурную погоду является самой светлой частью пейзажа. Цветные оттененные светофильтры для этой цели не годятся.

При цветной съемке, когда небо в большей или меньшей степени белесое, голубой (синий) оттененный светофильтр усиливает цветность неба в изображении.

Оттененный светофильтр должен находиться в специальной оправе, которая позволяет, сдвигая его вверх — вниз и несколько вращая вокруг оптической оси вправо — влево, выбирать положение, при котором его действие распространяется только до линии горизонта и разделяющая линия светофильтра достаточно точно совпадает с линией горизонта. В найденном положении светофильтр закрепляется.

Оправа монтируется на тубусе (рис. 30), на компендиуме, непосредственно на объективе, если расстояние от светофильтра до поверхности передней линзы объектива приближается по величине к фокусному расстоянию.

Правильное положение оттененного светофильтра и отсюда положение разделяющей линии относительно горизонта легче всего контролируется по матовому стеклу однообъективной зеркальной камеры, особенно если линия горизонта отчетливо разделяет небо и землю. В двухобъективной зеркальной камере светофильтр сначала устанавливают перед видоискателем, после чего, по возможности не изменяя положения, переносят на съемочный объектив. В аппаратах с видоискателем линия горизонта подгоняется к середине формата и тогда линия раздела светофильтра должна лежать чуть ниже его середины, т. е. окрашенная половина светофильтра покрывает чуть больше половины поверхности фронтальной линзы объектива. Пробными съемками можно уточнить положение разделяющей линии для случая, когда линия горизонта пересекает середину формата пленки.

Экспозиция определяется по наземной части кадра. Кратность окрашенной половины светофильтра, на основе которой можно предвидеть его действие и влияние на интервал яркости, не принимается во внимание.

Эффект оттенения светофильтром возникает в том случае, когда он находится на некотором расстоянии от фронтальной линзы объектива. Если светофильтр расположен вплотную к линзе или почти вплотную, разделяющая зона настолько нерезка , размыта, даже при светофильтре с резкой линией раздела, что его оттеняющее действие исчезает и происходит лишь некоторое ослабление света, равномерное для всего изображения. С удалением светофильтра от объектива переходная зона сокращается, становится менее размытой.

Как видно из рис. 31, в положении /, когда оттененный светофильтр почти соприкасается с передней линзой объектива, он действует как сплошной, но более слабый, чем плотная часть светофильтра, и через окрашенную и прозрачную половины проходит свет, отраженный от неба и от переднего плана.

По мере удаления светофильтра от линзы его оттеняющее действие усиливается. В положении II , когда он находится на расстоянии, примерно равном от 3/4 до 1 фокусного расстояния от фронтальной линзы объектива, уже все излучение неба проходит только через окрашенную оттеняющую половину светофильтра, а излучение от переднего плана — только через прозрачную.

В положении III —IV при удалении светофильтра, равном примерно двум фокусным расстояниям объектива от фронтальной линзы, действие его наиболее ощутимо, эффективно. В этом случае излучение неба фильтруется уже наиболее плотной частью оттененного светофильтра и переходная зона на изображении становится более резкой и отчетливой.

Удаленность от объектива светофильтра, естественно, ограничивается его шириной, которая должна быть равной не меньше чем 2—3 диаметрам отверстия объектива, чтобы светофильтр мог находиться хотя бы в положении II. Наиболее эффективная область, в пределах которой должен находиться светофильтр, лежит между одинарным и двойным фокусным расстояниями. В этих пределах зона перехода становится все более узкой и резкой. Начиная с расстояния, равного 8—10 фокусным расстояниям, зона перехода, разделяющая половины светофильтра, превращается в тонкую линию.

Протяженность зоны перехода зависит и от величины диафрагмы. Она сокращается по мере уменьшен ия ее о тверстия. Поэтому для наиболее точного совмещения зоны перехода с линией горизонта установка оттененного светофильтра в оправе и выдвижение его от объектива должны осуществляться во время наблюдения по матовому стеклу, когда объектив уже задиафрагмирован для съемки. Это легко осуществляется при креплении оправы оттененного светофильтра на компендиуме.

Хорошие результаты дает применение двухцветного светофильтра. Его используют, когда необходимо не только затемнить небо (в большей степени), но и отфильтровать передний план (в меньшей степени). Одна половина двухцветного светофильтра обычно менее плотная, чем другая, или даже другого цвета. Например, существуют наборы желто-оранжевого, оранжево-красного и красно-инфракрасного светофильтров. Сочетание голубого светофильтра с желтым позволило бы в ряде случаев одновременно смягчить сильный контраст светотени, наблюдаемый в околополуденные часы, и улучшить передачу неба, выделить на нем облака.

Двухцветные светофильтры можно получить сложением сплошного светофшльтра с оттененным, например слабый желтый сплошной с оттененным более плотным желтым или с оранжевым.

Реклама