загрузка...

 

загрузка...
Фильтры фотографий     |     Установка на фокус при съемке с инфракрасным светофильтром

Светофильтры и резкость изображения

Фотографические светофильтры не должны ухудшать резкости изображения. При съемке со светофильтрами фабричного изготовления этого не приходится опасаться, так как в продажу поступают светофильтры, отвечающие предъявляемым к ним строгим требованиям. Ухудшения резкости, разрешающей способности, искажения изображения можно ожидать лишь при съемке через самодельные светофильтры из плохо отшлифованного стекла, с неплоскими и непараллельными сторонами. Непригодны в качестве светофильтров и стекла солнечных очков, так как очки изготовляются из стекла, обработка которого не отвечает фотографическим требованиям.

Некоторое влияние на резкость изображения могут оказать и светофильтры фабричного производства — плотные желтые, оранжевые, красные — при съемке на толстослойной эмульсии. Объясняется это тем, что синие и фиолетовые лучи, оказывающие на эмульсии поверхностное действие, большей частью поглощаются этими светофильтрами и изображение создается только длинноволновыми лучами. Проникая в глубь эмульсии, они частично рассеиваются, частично отражаются от подложки, образуя диффузионные и отраженные ореолы, ухудшающие разрешающую способность слоя и резкость изображения. Поэтому пленки КН-1, КН-2, КН-3 и КН-4для повышения резкости изображения заменили пленками НК-1, НК-2, НК-3 и НК-4 с уменьшенной толщиной эмульсионного слоя.

При репродукционных и других съемках, когда необходима высокая разрешающая способность, а негативного материала с такой способностью нет, целесообразно воспользоваться даже синим светофильтром.

Резкость изображения ухудшается, если на поверхности стеклянного светофильтра, не защищенного блендой от постороннего света, появятся блики и отражения.

Влияние светофильтра на резкость также приходится учитывать при съемках с близких расстояний, поскольку при этом происходит сдвиг фокальной плоскости. Величина сдвига зависит от толщины стеклянного светофильтра, коэффициента преломления стекла, местоположения светофильтра (перед или за объективом) и масштаба изображения.

Световые лучи, отраженные от снимаемого близлежащего объекта, падают на светофильтр расходящимся пучком и, проходя через стеклянный светофильтр, испытывают смещение, обычное при прохождении через плоскопараллельную стеклянную пластинку, в то время как параллельные лучи, а такими можно считать лучи, исходящие от удаленных объектов, при прохождении через светофильтр не испытывают преломления.

При входе в плоскопараллельный светофильтр и вы ходе из него лучи испытывают преломление в противопо ложных направлениях и при выходе из светофильтра несколько смещаются, но следуют в том же, параллельном начальному , направлении.

расположена на

  т. е. требует поправки на фокус на

(рис. 23), т. е.

После подстановки уравнений (3) и (4) в уравнение (2) находим

Для случая малых углов значения тангенсов можно заменить значениями синусов (неточность для углов до 10° меньше 1%) и тогда

Коэффициент преломления стекла относительно воздуха

После подстановки п в уравнение (6) находим

фокусов

где d — расстояние от объектива до объекта съемки; / — сопряженное фокусное расстояние; F — главное фокусное расстояние, находим, что

После соответствующих преобразований

Для большинства ландшафтных, портретных и других съемок приближение, вызываемое применением светофильтра, столь незначительно по сравнению с расстоянием от этих объектов до объектива, что им можно пренебречь. Поэтому обычно светофильтры устанавливают после наводки на фокус.

При близких расстояниях, съемке в натуральную величину, репродуцировании и макросъемках это приближение становится соизмеримым с расстоянием предметов от объектива, возникает ощутимый сдвиг фокальной плоскости

и необходимость наводки на фокус с фильтром. Например,

> 3 мм и в еще большем масштабе), наводить на резкость следует обязательно со светофильтром перед объективом.

Особенно увеличивается сдвиг фокальной плоскости

при съемке в натуральную величину

Если приходится пользоваться темным светофильтром, при котором наводка на резкость затруднена, ее осуществляют с более прозрачным светофильтром или даже с бесцветной плоскопараллельной стеклянной пластинкой такой же толщины. После наводки на резкость пластинку заменяют темным светофильтром.

При съемке дальномерными камерами во избежание нерезкости изображения следует либо воспользоваться пленочными светофильтрами, малая толщина которых не вызывает ощутимого сдвига изображения, либо уточнить наводку на резкость расчетным путем.

В тех редких случаях, когда светофильтр находится между объективом и фотопленкой, величина сдвига фокальной плоскости не связана с расстоянием объекта от объектива и определяется только толщиной фильтра. При этом наводить на резкость следует также только со светофильтром.

Реклама