загрузка...

 

загрузка...
Фонограмма     |     Запись с эфира и с радиотрансляционной линии

Перезапись грампластинки

Для получения качественной записи следует предварительно проверить ЭПУ. Во время проверки определяют соответствие частоты вращения диска ЭПУ его номинальной частоте, а также оценивают неравномерность вращения диска (детонацию) и уровень рокота (помех от вибраций движущего механизма).

Для контроля частоты вращения диска в ЭПУ высшего и I классов предусмотрено специальное стробоскопическое устройство, позволяющее вести не только контроль, но и подстройку частоты вращения.

Отклонение частоты вращения диска ЭПУ Are, %, от номинального значения для ЭПУ, не имеющих подстройки частоты вращения, определяют по формуле

где nном — номинальное значение частоты вращения диска ЭПУ, об/мин; п — измеренная частота вращения диска ЭПУ.

Наиболее простой способ измерения частоты вращения диска заключается в отсчете числа оборотов диска по часам с секундной стрелкой. Например, при частоте вращения 33/з об /мин диск за 3 мин должен совершить 100 оборотов.

Частоту вращения диска можно проверить также с необходимой для практики точностью с помощью стробоскопического круга. Для проверки частоты вращения диска ЗЗ/з об /мин следует нарисовать на бумаге кольцо диаметром 180—200 мм, содержащее 180 радиальных полос. Изготовление такого кольца сводится к точной разметке промежутков между полосами, при этом черные полосы рекомендуется делать уже, чем светлые промежутки. Стробоскопический круг наклеивают на картон, затем точно в центре круга делают отверстие диаметром 7,24 мм. Проверку частоты вращения рекомендуется проводить во время проигрывания пластинки, так как небольшие изменения в нагрузке могут отразиться на частоте вращения диска. Следует принять меры для предотвращения проскальзывания круга относительно пластинки. Во время проверки кольцо освещают неоновой лампой или лампой дневного света.

При частоте вращения диска точно ЗЗ/з об /мин и питании лампы от сети переменного тока частотой 50 Гц полоски круга должны казаться неподвижными. Медленное смещение полосок по часовой стрелке означает, что частота вращения диска больше номинальной; если наблюдается вращение полосок против часовой стрелки, значит диск вращается медленнее. В том и другом случае при проигрывании пластинки тональность воспроизводимого произведения будет изменена.

Определить степень отклонения частоты вращения от номинальной в пределах, допускаемых стандартом, можно с помощью стробоскопического круга, имеющего три кольца с числом полосок 177, 180 и 184. Неподвижность внешнего кольца из 184 полосок показывает, что частота вращения диска на 1,6% меньше номинальной (32,6 об/мин), при неподвижных полосках внутреннего круга частота вращения диска будет на 1,7% больше номинальной (33,9 об /мин). Допускаемые отклонения частоты вращения от номинального значения для ЭПУ II класса ±1,8%.

Неравномерность частоты вращения грампластинки, как указывалось выше, вызывает детонацию. При медленных изменениях частоты вращения относительно среднего значения, когда частота этих изменений находится в пределах 0,2—10 Гц, детонация ощущается как плавание звука. Если частота изменений лежит в пределах 10—30 Гц, то детонация воспринимается как дробление звука. При более высоких частотах детонации звук становится хриплым.

Недостаточная точность изготовления самого диска вызывает появление детонации с наиболее низкой частотой. Причиной детонации с высокой частотой является двигатель, а промежуточные частоты детонации обусловлены прочими вращающимися деталями движущего механизма.

Наличие детонации можно определить с помощью измерительной пластинки, содержащей запись синусоидального сигнала с частотой 3150 Гц (например, пластинки ИЗМ ЗЗД 0101/0102, выпущенной в помощь любителям грамзаписи). При отсутствии такой пластинки определить наличие детонации можно, прослушивая запись медленных аккордов рояля в среднем регистре. Искажения, воспринимаемые как плавание звука, на высококачественных аппаратах не должны прослушиваться.

Наибольший коэффициент детонации имеют ЭПУ II и III классов, в которых передача вращения от двигателя к диску осуществляется с помощью фрикционных роликов. Увеличение детонации в ЭПУ может произойти вследствие попадания масла или грязи на поверхность промежуточного ролика или многоступенчатой насадки вала электродвигателя; неправильного положения промежуточного ролика по высоте, при котором он касается следующей ступени насадки; тугого вращения промежуточного ролика из-за отсутствия смазки или заклинивания шайбами; слишком слабой или упругой пружины, прижимающей промежуточный ролик; задевания пластинки или диска о неподвижные детали ЭПУ.

Для уменьшения возможности появления указанных причин в процессе эксплуатации проигрывателя рекомендуется своевременно протирать промежуточный ролик, внутренний обод диска и насадку электродвигателя тампоном, смоченным спиртом. Один раз в три месяца следует смазать движущий механизм и подшипники электродвигателя. Для смазки можно применять чистое машинное масло и технический вазелин, при этом необходимо следить, чтобы смазка не попала на резиновые детали и обод диска проигрывателя.

Помехи от вибрации существенно снижают качество воспроизведения с пластинки. Вибрация от работающего двигателя передается с одной стороны через тонарм звукоснимателя на его иглу, а с другой — через плату на диск и пластинку. Помехи от вибрации имеют спектр в области 30—500 Гц с наиболее выраженными составляющими на частотах 50—100 Гц. Определить вибрациию можно при прослушивании немых канавок, а также измерительной записи с частотами 50 и 100 Гц. Специфические призвуки при воспроизведении этих частот укажут на повышенную вибрацию деталей ЭПУ.

Расширение диапазона частот современных звукоснимателей в сторону низких частот способствует восприятию на слух помех от вибрации. Уровень помех от вибраций (уровень рокота) зависит в основном от конструкции механизма ЭПУ, и устранить их в любительских условиях без существенной переделки движущего механизма и изменения подвески платы ЭПУ довольно трудно.

Перезапись монофонической грампластинки рекомендуется начать с подготовки аппаратуры. Электропроигрыватель подсоединяют к магнитофону, затем оба аппарата включают в сеть и прослушивают фон, установив максимальный уровень усиления магнитофона. Изменяя положение вилок сетевых шнуров магнитофона и электропроигрывателя в розетках сети, следует попытаться получить минимальный уровень фона. При наличии такого положения рекомендуется сделать отметки на вилках и розетках на случай повторного включения. Следует иметь в виду, что в исправных ЭПУ уровень фона значительно ниже уровня помех от вибрации. Затем проводят пробные перезаписи пластинок, выполняя указанные выше операции. Во время прослушивания записей по наименьшим искажениям при наибольшей громкости выбирают оптимальное положение ручки регулятора уровня магнитофона, которое следует заметить. В дальнейшем ручку регулятора уровня можно устанавливать в это положение без контрольных перезаписей.

При перезаписи пластинки существенное значение имеет порядок включения и выключения магнитофона в начале и конце записи фонограммы. Лентопротяжный механизм магнитофона включают до опускания головки звукоснимателя на пластинку. Для того чтобы в начале записи на магнитной ленте не прослушивались шумы немых канавок пластинки, регулятор уровня магнитофона вводят после опускания головки звукоснимателя перед появлением полезного сигнала. Так как обычно это время занимает 4—5 с, то для выполнения этого условия требуется определенный навык, который приобретается после недолгой практики.

В конце записи, после прекращения полезного сигнала с пластинки, регулятор уровня магнитофона следует резко вывести до конца и лишь потом выключить лентопротяжный механизм магнитофона и поднять головку звукоснимателя.

Если магнитофон и электропроигрыватель размещены в удалении друг от друга, то рядом с магнитофоном можно расположить дистанционное включение питания электродвигателя ЭПУ. При выключенном питании ЭПУ звукосниматель устанавливают на начало немых канавок пластинки и включают рычаг Пуск, затем после включения магнитофона включают питание ЭПУ. Время установления номинальной частоты вращения диска проигрывателя под нагрузкой звукоснимателя обычно не превышает 1—2 с.

При перезаписи пластинки следует соблюдать меры предосторожности. Хождение по комнате, хлопанье дверями и другие посторонние стуки могут привести к выскакиванию иглы из звуковой канавки. Особенно чувствителен к внешним сотрясениям звукосниматель, работающий при малой прижимной силе — 5—20 мН.

Одним из основных условий качественной перезаписи пластинки является своевременная смена изношенной иглы звукоснимателя. Изношенная игла не только искажает воспроизведенные сигналы, но и портит пластинку. Искажения появляются в результате изменения формы закругления острия иглы. Такая игла теряет способность огибать канавку на высоких частотах, а появившиеся на игле грани портят стенки канавки, особенно в местах с большой модуляцией.

С возрастанием износа иглы наступает момент, когда она начинает касаться дна канавки, при этом уровень помех при воспроизведении заметно увеличивается. Для определения степени износа иглы можно рекомендовать контролировать ее две рабочие стороны с помощью лупы или под микроскопом с увеличением в 100— 200 раз. При появлении на сторонах иглы площадок размером более 20X20 мкм иглу следует считать изношенной.

Обычно срок службы иглы определяется общим временем ее работы. Установлено, что для высококачественного воспроизведения корундовую иглу необходимо менять через 50—60 ч эксплуатации, что соответствует проигрыванию 70—90 пластинок диаметром 300 мм. Предельная норма составляет 120 ч. Алмазную иглу надо менять через 500 ч, а ее предельная норма равна 1000 ч.

В пьезоэлектрических звукоснимателях обычно применяют универсальную головку с двумя иглами разного радиуса закругления. В стереофонических звукоснимателях для проигрывания стереофонических и монофонических пластинок с частотой вращения 331/3 об/мин иглодержатель устанавливают в положение, обозначенное оо, а для проигрывания пластинок с частотой вращения 78 об/мин— в положение, обозначенное числом 78. В монофонических звукоснимателях эти положения обозначены соответственно знаком V и числом 78.

Предварительно убедившись с помощью лупы в наличии сошлифованности острия иглы, ее заменяют в такой последовательности. Головку вынимают из тонарма и кладут на кусок чистой ткани.

Из головки осторожно извлекают иглодержатель, в демпфере которого укреплен металлический стержень (вибратор) с впрессованными иглами. Вибратор захватывают у основания пинцетом и извлекают, слегка поворачивая вокруг оси. Если вибратор сразу не вынимается, то его следует предварительно раскачать. Затем вибратор с новой иглой аккуратно вставляют в иглодержатель так, чтобы игла была расположена перпендикулярно поверхности иглодержателя.

Для увеличения времени работы иглы рекомендуется пользоваться двумя сменными головками, одна из которых является рабочей, предназначенной для предварительного прослушивания пластинки. Вторую головку применяют только для перезаписи на магнитную ленту.

Обращаться с головкой звукоснимателя нужно крайне осторожно. Необходимо помнить, что пьезоэлемент и корундовые иглы хрупки и могут быть испорчены при небрежном обращении. Нельзя допускать падения головки звукоснимателя на поверхность пластинки, не рекомендуется также очищать иглу от пыли пальцем, для этой цели следует пользоваться сухой щеточкой или кисточкой. Корунд по прочности уступает лишь алмазу, но легко скалывается при ударе. Малейшая щербинка на острие иглы повышает уровень шума с пластинки и разрушает звуковую канавку. Желательно на плату проигрывателя в месте возможного случайного падения звукоснимателя с упора наклеить резиновую полоску, которая ослабит силу удара иглы о плату.

Одним из основных условий хорошей работы пьезоэлектрического звукоснимателя является оптимальное согласование его со входом УНЧ.

Пьезоэлектрический звукосниматель представляет собой конденсатор, эквивалентная емкость которого равна 500—700 пФ (емкость кристалла головки ГЗКУ-631Р равна 600 пФ), а емкостное сопротивление — около 6 МОм на частоте 50 Гц и 20 кОм на частоте 16 кГц.

В ламповых и транзисторных усилителях записи, рассчитанных на работу с пьезоэлектрическими звукоснимателями, входное сопротивление обычно лежит в пределах 1—1,5 МОм, а входная емкость— в пределах 30—50 пФ. При таких параметрах усилитель хорошо согласуется с сопротивлением звукоснимателя.

При использовании магнитофона с входным сопротивлением около 50—100 кОм и входной емкостью 300—500 пФ, а также при сравнительно большой длине соединительного шнура возникают частотные искажения, которые нельзя скомпенсировать стандартными регуляторами тембра магнитофона. В этом случае для компенсации частотной характеристики канала записи желательно применять усилитель-корректор, который используется в ЭПУ с электромагнитным звукоснимателем. Различные схемы предварительного усилителя-корректора для использования с пьезоэлектрическим звукоснимателем приведены в соответствующей литературе [6, 7],

Перезапись стереофонической пластинки. При перезаписи стереофонической (или монофонической) пластинки с помощью соединительного шнура соединяют выход стереофонического электрофона (проигрывателя) со входом Звукосниматель стереофонического магнитофона. Звуковой контроль ведут через стереофоническую акустическую систему электрофона или магнитофона.

При воспроизведении стереофонической пластинки важно, чтобы игла звукоснимателя не была перекошена по отношению к стенкам звуковой канавки. При невыполнении этого требования нарушается баланс стереоканалов и звуковое изображение, смещается из середины в сторону одного из громкоговорителей. Правильную ориентацию

иглы по отношению к стенкам канавки можно проверить, наблюдая ее положение при воспроизведении записи с пластинки, а также измеряя разделение сигналов левого канала от правого и правого от левого, например, с помощью пластинки ИЗМ ЗЗС-201/202 для измерения частотных характеристик стереозвукоснимателей. При правильном положении головки звукоснимателя разделение сигналов в обоих случаях должно быть одинаковым.

Стереофоническую грампластинку молено перезаписать на магнитную ленту в монофоническом варианте. Для этого выход стереофонического электрофона (проигрывателя, радиолы) подключают к монофоническому магнитофону с помощью соединительного шнура, используемого для монофонической перезаписи. Как видно из структурной схемы стереофонического электрофона (рис. 6), суммирование сигналов правого и левого каналов с головки звукоснимателя происходит при замыкании контактов выключателя B1, установленного перед первыми каскадами УНЧ. По этой же схеме осуществляется воспроизведение монофонических грампластинок в стереофонических устройствах. При таком суммировании сигналов могут возникнуть заметные на слух искажения.

приведена схема сумматора для работ с пьезоэлектрическим звукоснимателем типа ГЗКУ-631Р. Усилитель содержит два идентичных каскада на транзисторах. Входное сопротивление с усилителя — около 1,5 МОм, коэффициент передачи — около единицы, амплитудно-частотная характеристика практически равномерна в полосе частот 10 Гц—20 кГц. Смешивание сигналов правого и левого каналов происходит в сумматоре, состоящем из резисторов R5—R7. Выходной сигнал через разъем X1 подается на вход Звукосниматель монофонического магнитофона.

Усилитель сумматора можно использовать в качестве дополнительного при воспроизведении стереофонической записи. В этом случае выход усилителя соединяют со входом основного УНЧ с помощью разъема Хг. Сумматор экранируют и размещают в ЭПУ возможно ближе к основанию звукоснимателя.

Реклама